Признаки неисправности термостата
1) — Холодильник морозит постоянно, не выключая компрессор — неисправен термостат, возможно «пригорели» контакты в нем или вышел газ из колбы сильфона.
2) — Холодильник не включается в любом положении ручки термостата.
Термостат предельно простое устройство, колба (сильфон) наполненная газом имеет аппендикс(трубка сильфона), который помещен в морозильную камеру, при понижении температуры, газ в колбе сжимается и размыкает контакты, тем самым выключая компрессор холодильника. Температура при которой размыкаются контакты регулируется ручкой, которая в свою очередь изменят усилие пружины давящей на колбу. Вращение ручки регулятора термостата по часовой стрелке ослабляет пружину и холодильник будет работать с макимальной производительностью. Поворачивая ручку по против часовой стрелки, вы услышите характерный слабый щелчок, это разомкнулись контакты и на компрессор не подается напряжение, холодильник выключен. Таким образом, у термостата только два устойчивых состояния, вкл./выкл. но, переключение происходит на разных температурах, в зависимости от поворота ручки регулятора. Контакты термостата нормально-замкнуты.
Как проверить термостат
Для проверки работоспособности контактов термостата потребуется мультиметр или тестер.
- Для проверки термостата, отключите питание холодильника, открутите панель, что бы добраться к контактам термостата.
- Сфотографируйте расположение проводов, что бы не перепутать в впоследствии.
- Отсоедините термостат.
- Подключите тестер или мультиметр к термостату в режиме прозвонки.
- Поворачиваем ручку в крайнее левое положение, до щелчка, контакты размыкаются, при вращении в правую сторону, контакты должны вернуться в замкнутотое состояние.
Если этого не происходит, термостат неисправен и нуждается в замене.
Способы обнаружить проблему
Если термореле сломалось, это не означает, что и весь холодильный аппарат сразу же прекратит работу. Но отсутствие корректных сведений о текущей температуре отразится на его работе.
Вариант #1 — проверить функционирование техники
Симптомы некорректной работы холодильного оборудования могут быть такими:
- компрессор работает без перерывов или с очень короткими и редкими перерывами;
- температура внутри камеры холодильника понижается до нуля, а иногда и ниже;
- на стенках появляется большое количество изморози или даже льда;
- внутри холодильника слишком тепло;
- холодильник не включается после отключения и т.п.
Конечно, эти признаки могут быть связаны не только с поломками термореле, но и с неисправностями других элементов.
Чтобы правильно определить причину проблем, выявленных в процессе функционирования бытового холодильника, понадобится провести небольшую диагностику. Это можно сделать самостоятельно
Вариант #2 — диагностика с помощью термометра
Для этого нужно полностью отключить холодильник от электропитания, а затем провести его полную разморозку в соответствии с инструкцией. Конечно, содержимое придется вынуть.
После этого нужно включить прибор в сеть и перевести ручку настройки терморегулятора в положение, которое позволит получить максимально низкую температуру. Если в модели холодильника предусмотрен режим заморозки, рекомендуется использовать его.
Чтобы протестировать работу термореле, нужно освободить холодильник от всех продуктов, поместить внутрь камеры термометр и проверить его показания через несколько часов
В холодильную камеру примерно посередине нужно положить термометр, предназначенный для измерения температуры воздуха. Лучше использовать прибор, который позволяет делать измерения и ниже нуля. Холодильник оставляют в таком режиме примерно на два часа. После этого нужно проверить показания термометра.
Если в холодильной камере температура к этому моменту понизилась примерно до шести градусов, с терморегулятором проблем нет. Но когда внутри стало заметно теплее или холоднее этого уровня, термореле придется заменить.
Вариант #3 — визуальный осмотр камеры холодильника
Если после размораживания внутри камеры очень быстро образуется так называемая снежная шапка, первичную диагностику исправности терморегулятора можно выполнить очень просто.
Появление снежной шубы в холодильной камере почти всегда означает, что терморегулятор работает некорректно, нужно провести диагностику его состояния
Для этого в момент работы компрессора регулировочную ручку начинают поворачивать в сторону увеличения температуры внутри камеры. Если реле исправно, в определенный момент датчики зафиксируют нужный уровень температуры, после чего компрессор отключится. Если же двигатель продолжает работать – терморегулятор нужно менять.
После такой диагностики и при исправном термореле рекомендуется вынуть из камеры все содержимое и позволить прибору поработать вхолостую около шести часов
В этот период нужно обратить внимание на длительность перерывов в работе компрессора
Если она составляет около 40 минут, все хорошо, можно пользоваться холодильником в обычном режиме. Если компрессор включается слишком часто или редко, нужно попытаться отрегулировать этот момент с помощью настроек реле. Если это не удается, скорее всего, придется поставить новый терморегулятор.
Признаки поломки температурного реле
Существует ряд признаков, свидетельствующих о выходе термореле из строя:
- нарушение цикличности в работе бытового прибора (агрегат работает длительное время без самостоятельного отключения);
- стремительное нарастание слоя инея в морозильной камере, появление наледи в холодильном отсеке;
- электроустройство долго не включается.
Такие проблемы могут говорить о неполадках в работе реле или являться следствием иных неисправностей рефрижератора (утечки хладагента, поломки мотора, нарушения герметичности двери и других).
Справка
Точную причину некорректной работы бытовой техники можно установить только после диагностики.
Снежная шуба в морозилке
При обнаружении на стенках морозильной камеры значительного слоя инея сначала убедитесь, что правильно выбран температурный режим, проверьте герметичность притвора дверцы камеры. Если всё в порядке – велика вероятность неисправности термореле.
После установки в морозилке заданной температуры вышедший из строя датчик не посылает сигнал на пусковое реле компрессора холодильника о необходимости завершения цикла охлаждения. Мотор продолжает работать, испаритель не успевает оттаивать, а внутри камеры быстро нарастает снежная корка.
Если рефрижератор оснащён двумя термостатами и независимой регулировкой температурного режима в отсеках, наледь может формироваться в морозилке и холодильном отделении.
Отключился и молчит
Причины отключения холодильника:
- внешние факторы (например, обесточивание из-за скачка напряжения, неисправность розетки, вилки или кабеля);
- поломка реле пуска мотора, электродвигателя;
- выход из строя терморегулятора.
Сломанное реле не реагирует на повышение уровня температуры в отделении холодильника, сигнал на пусковое реле не подаётся, мотор не включается.
Признак неисправности терморегулятора — полное отсутствие в холодильнике шумов, звуков, щёлканья, которые говорят о попытках включения мотора.
Не отключается самостоятельно
Причиной отсутствия отключения агрегата, кроме нарушения правил эксплуатации бытовой техники, неплотного прилегания двери, поломки пускозащитного реле, утечки хладагента, может быть неисправность термостата, который перестаёт подавать сигнал о необходимости прекращения работы компрессору. Мотор продолжает работать без остановки, что приводит к его перегреву и выходу из строя.
Неисправности термостата
Терморегулятор относится к расходным материалам, а значит, ремонту не подлежит. Замену можно проводить самостоятельно или обратиться с этим вопросом в автосервис. В первом случае в расходы будет включена только стоимость самого устройства. При обращении к специалистам к этой сумме добавится порядка 400 рублей за работу автомеханика. Деталь меняется потому, что ремонтировать в ней нечего. Самая распространенная неисправность – выход из строя твердотельного термочувствительного элемента.
Прежде чем менять термостат или проверять его на работоспособность, нужно знать, какие неисправности для него характерны. Выделяют три признака, которые говорят о поломке:
- Клапан заклинил в открытом положении. В этом случае охлаждающая жидкость циркулирует всегда по большому кругу, даже при запуске холодного двигателя. Мотор прогревается до рабочей температуры значительно дольше. Летом такая поломка не приносит неудобств владельцу автомобиля, а вот с наступлением холодов двигатель может вовсе не прогреваться. Печка не будет работать как положено, увеличится расход топлива.
- Клапан заклинил в закрытом положении. Если устройство не может открыться, то охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу. Двигатель будет постоянно перегреваться, появится риск его полного выхода из строя. Длительная эксплуатация автомобиля при такой неисправности запрещена. Для предотвращения перегрева можно включить вентилятор отопителя на максимальную скорость обдува и постоянно контролировать показания указателя температуры двигателя.
- Клапан открывается раньше, чем нужно. При открытии клапана на температуре 70-75 градусов двигатель не успевает прогреться до рабочей температуры и тратит на это больше времени и топлива.
Последняя проблема встречается редко – в основном на устройствах, которые не подходят для использования на этом автомобиле или изготавливаются кустарным способом.
Причины неисправностей и способы их выявления
Самые частые неполадки:
- появление коррозии на подвижных элементах устройства – случается редко, в основном при использовании вместо антифриза водопроводной воды;
- попадание в корпус посторонних предметов, загрязнение или образование накипи;
- антифриз низкого качества;
- неисправность насоса охлаждающей жидкости.
Существует несколько способов проверки термостата. Ниже описан метод тестирования устройства без необходимости его демонтажа:
- Запустить двигатель. Так как в исправном терморегуляторе клапан должен быть в закрытом состоянии, то через несколько минут после запуска нижний патрубок радиатора должен быть холодным. Если шланг теплый, это свидетельствует о неплотно закрытом или полностью открытом клапане. Мотор будет дольше прогреваться и расходовать для этого больше горючего.
- Если патрубок начинает нагреваться после достижения рабочей температуры, значит, термостат исправен. Либо он заклинил с закрытым клапаном – двигатель будет перегреваться, понадобится срочная замена.
Все действия следует проводить, соблюдая осторожность. В процессе работы СОД патрубки и двигатель сильно нагреваются, случайное прикосновение к ним может стать причиной серьезного ожога
При функционировании малого круга радиатор не задействуется, верхний горячий и нижний холодный патрубок свидетельствуют о проблемах при условии, что мотор прогрет. Если описанные манипуляции не дали полной уверенности в работоспособности узла, можно провести более тщательную проверку, но для этого потребуется снять термостат с автомобиля. Этот способ тестирования выглядит так:
- Устройство поместить в металлическую ёмкость, наполненную водой, поставить на плиту.
- Дождаться, пока вода достаточно нагреется. При температуре около 60 градусов клапан начнёт приоткрываться. Полностью он откроется при температуре близкой к кипению – 90-95 градусов.
- Устройство вынуть из ёмкости и понаблюдать за тем, как по мере остывания клапан начнёт закрываться. В конечном итоге он должен закрыться, полностью перекрыв канал.
Как найти реле?
Терморегулятор находится либо внутри, либо снаружи холодильника. Он всегда подключен к ручному управлению температурными условиями в холодильной камере. Режим задается либо за счет нажатия кнопки, либо воздействием на специальную ручку.
Прежде терморегулятор устанавливался внутри камеры. В этом случае внешне он выглядит как пластиковый короб, прикрепленный к одной из внутренних панелей. Подобное расположение встречается в устаревших холодильниках «Атлант».
Чтобы получить доступ к терморегулятору, необходимо:
- отсоединить переключатель температуры;
- снять защитный корпус.
Где находится термореле
Владельцы холодильного оборудования с механическим термореле, знакомы с ним заочно. В большинстве случаем во время установки, переездов, перестановки мебели для облегчения процесса, хозяева брались руками за температурное реле, даже не подозревая об этом. Трогали ручку регулятора температуры для переключения температурного режима или поворотный механизм самого реле.
Сегодня оно состоит из двух основных элементов, внешний вид которых подсказывает о предназначении и функциональных возможностях:
- Короб, состоящий из управляющих, исполнительных механизмов.
- Продолговатый, тонкий капилляр.
Итак, разберёмся в тонкостях работы регулятора температуры по порядку.
Короб состоит из герметично упакованного сильфона, который представляет собой металлическую гармошку цилиндрической формы, реагирующей на температурные перепады окружающей среды, смену давления посредством собственных линейных размеров.
Для общего представления можно отметить, что внешний вид гармошки схож с металлической гофрированной трубой (зачастую используемой в оборудовании бытовых приборов). Однако полная изоляция его от внешнего мира свидетельствует о герметичности и точному определению показателей.
При повышении давления окружающей среды гармошка сжимается, а при понижении соответственно растягивается. В конструкцию также входит пружина, которая изменяет реакцию сильфона в соответствии с настоящим давлением.
Производство сильфонов, вне зависимости от размеров и дальнейшего использования одинаковое. Для изготовления используется только высококачественная сталь, которая вытягивается в цилиндрическую форму. Однако самый интересный процесс изготовления детали происходит далее.
Полученный металлический цилиндр устанавливается внутрь специального станка, в котором под прессом происходит сдавливания и распрямление металлического листа под точно определённым усилием. Таким образом, происходит формирование гармошки, индивидуально не обладающей упругими свойствами, к примеру, как пружина. Готовая гармошка легко поддаётся деформации: растягиванию, сжатию, деформации.
Для уравновешивания наружного давления на сильфон, возможности использования в измерительной технике, внутрь его закачивают газ. Таким образом, любое воздействие на сильфон могут удлинять или растягивать, изменять его форму.
Однако очевидно, что температурное реле с чувствительным элементом сработает при любой температуре. Это не гарантирует удобства. На много приятней, когда прибор с установленным регулятором меняет порог срабатывания в зависимости от температуры внутри камеры холодильника.
Для реализации этой задачи поверх сильфона накручивается пружина. Она спирально обхватывает его, зафиксировав концы на том же месте, что и сильфон. Поэтому натяжение пружины оказывает влияние на порог начала работы чувствительного элемента.
Сегодня существуют модели с одной или несколькими пружинами, использование которых зависит от того где она применяется: в морозильных камерах, непосредственно для холодильника.
Диагностика терморегулятора
Для доступа к терморегулятору необходима крестообразная отвёртка. Способы диагностики в домашних условиях:
- Оценить неисправность термостата, не прибегая к его демонтажу, можно с помощью проверки сильфона. Это небольшая пластина, вмонтированная в регулятор. Если при повороте ручки пластина не сдвигается и не издаёт щелчков, реле подлежит замене.
- Проверить целостность электросхем с помощью тестера. Для применения мультиметра по назначению термостат следует демонтировать. Прибор переводится в режим омметра. Минимальное сопротивление контактов указывает на неисправность терморегулятора.
- Если датчик после демонтажа исправен, но при повторной установке не работает корректно, налицо очень редкий дефект: контакты не смыкаются и не размыкаются. Устройство на несколько минут помещается в холодную воду, затем проводится повторная проверка электрических цепей с помощью тестера. Появление на дисплее цифры 1 или надписи «error» свидетельствует о неисправности терморегулятора.
Кроме ярко выраженных признаков того, что термостат работает неправильно (устройство не выключается) или полностью неисправен (устройство не включается), есть ещё несколько режимов, при которых следует провести его технический осмотр.
Холодильник не отключается
Для оценки исправности терморегулятора в этом случае необходимо произвести следующие действия:
- обесточить холодильный прибор;
- освободить внутреннее пространство и произвести размораживание;
- установить тумблер реле на минимальную температуру или в режим заморозки;
- поместить внутрь холодильной камеры термометр с минусовой шкалой;
- включить холодильник на 2-3 часа.
В конце процедуры термометр должен показывать не менее +6 °С. В противном случае реле не функционирует нормально и подлежит заводскому ремонту или замене.
Холодильник не включается
Отсутствие реакции холодильника на команды системы управления после отключения может свидетельствовать о поломке трёх составных частей – термодатчика, пускового реле, компрессора. Убедиться в том, что причина поломки кроется лишь в неправильной работе термостата, можно следующим образом:
- Обесточить холодильник.
- Открыть защитный корпус и произвести осмотр.
Датчик оснащён несколькими разноцветными проводами. Заземление окрашено в жёлто-зелёный цвет, провод соединения термостата с мотор-компрессором – в чёрный, красный или оранжевый цвет. Окраска двух других кабелей:
- нулевой – коричневый;
- соединение датчика со светодиодом «вкл./выкл.» – белый, зелёный или жёлтый.
Все провода, кроме «земли» следует соединить между собой напрямую. Ровное жужжание компрессора после включения холодильника свидетельствует о поломке термостата.
Намораживание стенок испарителя
Нормальное функционирование всех систем не предполагает появление на стенках холодильной камеры слоя инея. Это приводит к снижению эксплуатационной температуры. Если термостат среагировал на установку режима выключения компрессора, он полностью работоспособен.
Время непрерывной работы мотора составляет не более 45 минут. Для проверки следует освободить внутреннее пространство от продуктов и в течение 4-5 часов фиксировать время промежутков отключения.
Если оно отличается от нормального, необходимо установить регулятор термостата на минимальную температуру. Непрерывная работа холодильника в течение времени, превышающего 45 минут, свидетельствует о неисправности и необходимости замены терморегулятора.
Симптомы неисправностей
Среди признаков поломки терморегулятора можно выделить следующие:
- не происходит самостоятельное отключение холодильника;
- самопроизвольно перестает работать;
- в отсеке появляется изморозь;
- лужи на полу.
Холодильник не отключается самостоятельно
Последовательность действий для определения проблем, связанных с поломкой термостата:
- вилку необходимо вынуть из розетки;
- их холодильника изъять продукты, подождать пока он полностью разморозится;
- если имеется функция заморозки, то ее следует включить, если нет, то передвинуть ручку термореле в положение «Мах»;
- взять термометр с отрицательной шкалой измерения и поместить его в устройство;
- подключить агрегат к электропитанию;
- спустя 2 часа вынуть термометр и посмотреть на показания.
Если измерительный прибор показывает температуру 6-7˚С, то холодильнику ремонт не нужен. В противном случае агрегат нуждается в замене регулятора температуры или другом ремонте.
Отключился и не включается
Если рефрижератор перестал работать, то это может свидетельствовать о наличии следующих проблем:
- сломался термостат;
- перегорело реле, отвечающее за пуск мотора;
- сгорел двигатель.
Проверить, нуждается ли техника в замене термореле или нет, можно путем осмотра самого прибора. Необходимо найти желтый провод с зеленой полосой, он отвечает за заземление устройства. Его надо убрать в сторону. Остальные провода, подведенные к термостату, следует замкнуть напрямую (любой железкой – скрепкой, отверткой или скрутить провода друг с другом).
Следующий этап – включение холодильника. Если шум двигателя будет ровным, то термостат нуждается в замене.
Снежная шуба в холодильной камере
Если для камеры характерна изморозь, то, чтобы понять, связана ли эта проблема с поломкой термореле, нужно сначала отключить холодильник от сети. В таком состоянии он должен пробыть не менее 5 часов. Нужно выяснить, через какое время после включения отключается компрессор.
Время должно соответствовать 40 минутам. Если устройство выключается быстрее, то следует уменьшить температуру, повернув переключатель в правую сторону. Датчик температуры стоит заменить, если вышеперечисленные действия не помогли устранить проблему.
Симптомы неисправности термостата
Термостат неисправен, если:
Агрегат работает, не отключаясь
Проверяется работоспособность терморегулятора в этом случае без его извлечения. Для этого нужно:
- Выдернуть вилку из розетки.
- Освободить камеры от продуктов.
- Установить ручку в положение максимального холода или запустить режим быстрого замораживания, если он есть.
- На средней полке холодильной камеры (не морозильной!) разместить градусник, желательно, чтобы он мог измерять и минусовую температуру.
- Включить холодильник с пустыми камерами.
- Через пару часов извлечь градусник. Он должен показывать 6 — 7C. Если показания иные — предстоит замена термостата.
Чтобы проверка не отнимала много времени нужно добраться до термореле и подвигать пластинку, находящуюся около штырька, на который надевается ручка. Если при её движении нет щелчков или она не сдвигается — термостат меняется.
Если появляется снежная шуба в холодильной камере — терморегулятор работает неправильно или не работает совсем.
Холодильный агрегат не включается
Причиной этой неисправности может быть не только термореле, но и сгоревший мотор компрессора или поломка пускозащитного реле. Но прежде, чем вызывать мастера следует проверить исправность термореле. Для этого нужно снять кожух, предварительно отключив агрегат от электросети, и разобраться в проводах.
В старых моделях к клеммам термореле подходят всего пара проводов. Их снимают и замыкают между собой отрезком провода или даже канцелярской скрепкой, изогнув её надлежащим образом.
Провода замкнули между собой — компрессор заработал. Значит терморегулятор неисправен. А если при замыкании компрессор не запустился — значит неисправно пускозащитное реле или сгорел двигатель. Стало быть без мастера не обойтись.
В современных агрегатах к термостату подключено 4 разноцветных провода:
- провод от двигателя компрессора бывает оранжевым, красным или чёрным;
- от вилки — коричневым;
- от сигнальной лампочки — белым, жёлтым или зелёным;
- заземляющий провод — жёлтым с зелёной полосой.
Замкнуть нужно первые 3 провода, а далее как указано выше.
Профессионалы считают более надёжной проверку с помощью мультиметра, которую может сделать и домашний мастер. Термостат придётся снять. Если мультиметр аналоговый переключатель устанавливается в положение измерения малых сопротивлений, а стрелка при замкнутых щупах выставляется на «0» колёсиком на левом боку. На цифровом приборе переключатель ставится на «200».
Чтобы проверка проводилась в условиях максимально приближённым к рабочим, конец сильфонной трубки на пару минут помещают в воду со льдом. Затем измеряют сопротивление между клеммами. Если на аналоговом мультиметре стрелка зашкаливает, а на цифровом высвечивается «1» — терморегулятор отправляется на свалку.
Нарастание наледи на стенках холодильной камеры
Это явление наблюдается и при других неисправностях, но проверку следует начинать с терморегулятора. Для этого нужно произвести действия, указанные для не отключающегося агрегата. При показаниях градусника 5 — 7 C ручка установки температуры поворачивается влево до остановки компрессора.
Если компрессор останавливается — термореле исправно. В противном случае его меняют. При отключении агрегат оставляют на 5 — 6 часов работать с пустыми полками. В это время измеряется время между запуском и остановкой агрегата. При нормальной работе, протяжённость промежутков составляет около 40 минут. При меньших значениях — поворотом ручки вправо добавляется холод. Если это не помогло — термостат меняют.
Только при чем здесь термостат автомобиля я не понял?