Очистка
Чтобы сохранять характеристики мотора на высоком уровне, желательно очищать его после каждых гонок. Сначала очищаются щетки и коллектор. Это можно делать при помощи специальной щеточки из стеклоткани, которая хорошо удаляет всю грязь. Чтобы при очистке коллектора ротор было удобнее вращать, на него можно надеть любую шестеренку из тех, что есть под рукой.
После того, как щетки и коллектор очищены, при помощи спрея промывается весь мотор, чтобы удалить скопившуюся внутри пыль.
Когда мотор промыт, щетки ставятся на место, на втулки капается масло, и щетки прикатываются в течение 30 секунд от 4 банок (либо от 6 банок через регулятор хода, на 1/4 газа). Мотор при этом не нагружается.
Не забудьте после прикатки заново очистить щетки и коллектор.
Подходящие препараты для обслуживания
Нужно знать, чем смазать кулер компьютера – далеко не все вещества одинаково полезны. Считается, что самым эффективным и лучшим средством будет обыкновенное масло. Естественно, не нужно использовать растительные и животные масла. Ведь если использовать подсолнечное, оливковое или сливочное, то кулер испортится – в процессе работы вал существенно нагревается. Кроме того, такая смазка для кулера компьютера не подходит еще и потому, что эти вещества усиленно собирают на себя грязь и пыль.
Самые рекомендуемые продукты для кулеров – это традиционные машинные синтетические или же полусинтетические моторные масла, которые используются для автомобилей, швейных машин и различных электрических приборов. Чем смазать кулер компьютера еще? Также в качестве смазки можно использовать специальные составы для подшипников. Отлично подходят и силиконовые материалы.
Почему кулер необходимо чистить
Неприятный вкус и запах воды – это не самая большая проблема, требующая чистки кулера. Какой бы чистой ни была питьевая вода, она не является дистиллированной. Поэтому примеси, входящие в состав воды, становятся причиной образования накипи на нагревательных элементах устройства. Из-за этого время нагрева жидкости увеличивается, вкус напитков ухудшается, а в чашке вы начинаете замечать желтоватый осадок. Также накипь может служить причиной поломки устройства, а ремонт кулера стоит гораздо дороже его чистки.
Но ничего нет дороже здоровья и безопасности человека.
Дело в том, что влажная среда является отличным условием для размножения бактерий. Поэтому на внутренних частях устройства со временем образуется бактериальная пленка, которая заражает питьевую воду.
Смажьте вентиляторы
Даже после очистки кулеры всё равно могут шуметь. Обычно это связано с отсутствием смазки или износом. При желании можно сразу заменить элементы новыми, но всё же есть смысл для начала попытаться смазать вентиляторы. Процедуру стоит повторять примерно раз в год.
Для решения этой проблемы отключите питание и другие кабели от компьютера и снимите боковую крышку, выкрутив два или три винта со стороны задней панели. Внимательно осмотрите системный блок внутри и проверьте наличие всего необходимого крепежа, а также его фиксацию. Недостающие болтики нужно найти и установить, а также закрутить потуже те, что есть.
Иногда шум возникает потому, что элементы корпуса или его внутренности плохо закреплены относительно друг друга. Вращение вентиляторов и дисков в таком случае приводит к тряске. В результате появляется неприятный вибрирующий или дребезжащий звук.
Более того, слой пыли на греющихся элементах ПК мешает их охлаждению — это повышает общую температуру внутри корпуса. Вентилятор начинает крутиться быстрее и, следовательно, сильнее гудеть.
Еще самоделки: Как сделать подарок папе на день рождения — лайфхаки с фото
Если вы не уверены в своих навыках и знаниях, можно и не отсоединять комплектующие, а обойтись снятием крышки и продуванием кулеров и корпусных отверстий сжатым воздухом.
Еще одна возможная причина шума – вибрация корпуса ПК. В этом случае стоит проверить и подтянуть крепежные элементы – и корпусные, и внутренние.
Как смазывать вентилятор
Чтобы смазать вентилятор, надо разобрать компьютер и извлечь из него кулер
Положите вентилятор на стол и осторожно снимите наклейку. Часть наклейки находится сразу над зазором для проводков. Отсюда ее легче отогнуть
Отсюда ее легче отогнуть.
Выньте из середины вентилятора резиновую пробку
Для этого можно воспользоваться небольшой отверткой, осторожно заведя ее за край пробки
Вы увидите в образовавшемся углублении конец вала внутри цилиндра. Капните одну каплю масла в углубление.
Верните на место резиновую пробку, заклейте ее сверху наклейкой. Иногда наклейка перестает клеиться. Тогда можно воспользоваться обычной изолентой. После того, как вентилятор вернулся на место, компьютер должен поработать несколько минут прежде чем масло полностью смажет кулер. Через некоторое время компьютер станет работать тише и перестанет сильно нагреваться.
Как известно, вентилятор, или кулер – это очень важная деталь вашего компьютера. Он регулирует температуру процессора и не даёт ему перегреваться. Звук работающего в компьютере вентилятора известен всем. Но если в один прекрасный момент вы заметили, что этот звук изменился, например, ваш компьютер начал гудеть, как самолёт при взлёте, то это означает, что вентилятору явно нужна помощь, то есть, чистка и смазка.
Инструкция
Открутите болты при помощи отвёртки, отсоедините разъём, выньте вентилятор из корпуса.
С помощью кисточки или ватной палочки аккуратно очистите лопасти вентилятора и его корпус. Уберите всю накопившуюся пыль и грязь.
Под этой резинкой вы найдёте втулку вентилятора и ось, которые вы и должны смазать. Чтобы проделать эту операцию, возьмите веретенное или машинное масло. Можно также использовать шрус. Для смазки нанесите немного масла на ось вентилятора.
Масло должно покрыть её, но не капайте слишком много, потому что в ином случае, при наложении на место резиновой масло может вытечь из углубления и запачкать корпус, тогда наклейка не сможет приклеиться обратно. Чтобы более точно нанести масло и чтобы оно не разлилось, вы можете использовать медицинский шприц. В этом случае масло для смазки должно быть очень жидким, чтобы беспрепятственно вытекать шприц.
Смазывать можно и внутренние части вентилятора, но для этого его придётся разбирать. Настоятельно не советуем вам заниматься этим , если вы не являетесь специалистом – непрофессионал не сможет справиться с такой тонкой , и вы рискуете испортить кулер.
Каждый владелец ноутбука сталкивался с такой проблемой, при которой устройство начинало сильно греться и при этом издавать странные звуки. Причина тому – загрязнение кулера. Ведь в процессе эксплуатации в ноутбук регулярно попадает грязь и пыль. В итоге вентилятор, призванный охлаждать «мозги» компьютера, загрязняется и порой даже перестаёт вращаться. Что же делать? Конечно же, смазать и .
Первым делом необходимо понять, чем смазать кулер ноутбука. Подойдёт ли масло? Возможно. Но только ни в коем случае не растительное или животное! Конечно, на какое-то время и такое масло поможет вам избавиться от шума, но затем кулер просто выйдет из строя. Дело в том, что подсолнечное масло очень быстро высыхает, и к нему с удвоенной силой липнет всякая пыль и грязь.
Также нельзя смазывать кулер ноутбука солидолом, вазелином и прочими густыми жировыми смазками, которые центробежная сила выдавит и раскидает по всем внутренностям устройства. Может быть, спирт или гудрон? Нет, они и вовсе ухудшат работу вентилятора.
Тогда какая же смазка подойдёт для системы охлаждения ноутбука? Она должна отвечать нескольким требованиям:
- Иметь клейкую основу;
- Быть по консистенции достаточно густой, вязкой и лёгкой;
- Способной работать на высоких скоростях (кулер в среднем выдаёт около 4-5 тысяч об/мин);
- Выдерживать высокую температуру (как минимум, до 100 °С).
Учитывая всё сказанное выше, получается, что подходит несколько вариантов:
- Синтетическое автомобильное масло.
- Смазочное масло для швейных машин, электроинструментов, машинок для стрижки волос и пр.
- Силиконовая смазка, предназначенная для смазывания замков, петель, мини-редукторов и прочих бытовых приборов.
- Специальная смазка для кулеров (например, Molykote Omnigliss).
Можно ли смазать кулер ноутбука WD-40? Мы бы всё-таки не рекомендовали. Конечно, на какое-то время вентилятор перестанет шуметь, но WD-40 может повредить другие внутренние элементы. К тому же, это средство довольно неприятно пахнет. Да и не стоит забывать, что WD-40 можно смазать ту же дверную петлю, которая не вращается с такой огромной скоростью, как кулер.
Как они работают
Растительное. Это худшее, что можно придумать для смазки кулера. Из-за своих свойств подобные масла не остаются на поверхности, как машинное, а высыхают, коксуются и становятся очень липкими, это способствует нарастанию пыли и, как следствие, выходу кулера из строя.
Несмотря на то, что основная работа заключается в охлаждении и смазке двигателя, эта деталь также может выступать в качестве важной охлаждающей жидкости для ряда других деталей.Нижний конец двигателя, который включает такие детали, как коленчатый вал, подшипники, распределительный вал, шатуны и поршни, также охлаждается, например, только моторным маслом, и это охлаждение может повлиять на общую производительность в такой же степени, как и в самом двигателе
Еще самоделки: Что можно сделать папе на день рождения — инструкция с фото
Процессорный кулер, будь он боксовый или стороннего производителя, такого, как Zalman или Cooler Master, всегда имеют специфичный способ крепления, причём для процессоров Intel и Amd эти крепления разные.
Масляные радиаторы, установленные на трансмиссию, могут улучшить характеристики и увеличить срок службы.
А так, в прниципе, разберите, вытрети все тряпкой, получше, как можно лучше, и новой смазкой обработать. Только много не мажте(или капайте)
Силиконовая смазка. Она является оптимальным выбором для обслуживания кулеров. Силиконовая смазка обладает достаточно густотой консистенцией, чтобы долгое время оставаться в подшипнике, и при этом не оказывает влияние на скорость вращения вентилятора.
Если под наклейкой нет отверстия, то, скорее всего, это неразборный гидродинамический кулер, он позиционируется как необслуживаемый. В этом случае попробуйте аккуратно, по центру просверлить или сделать раскалённой иглой маленькое отверстие и залейте туда смазку.
Как смазать кулер в ноутбуке?
Наконец, мы разобрались с тем, какая смазка подходит для системы охлаждения ноутбука. Теперь пора рассказать и о том, как в домашних условиях производится чистка и смазка кулера. Начнём по порядку:
- Первым делом нужно добраться до кулера. Поэтому рекомендуем для начала посмотреть, как это лучше сделать на вашей модели ноутбука. Поможет в этом интернет или инструкция, которая шла вместе с устройством. Чаще всего чтобы достать кулер, нужно снять заднюю крышку.
- Так что выключите ноутбук от сети и вытащите аккумуляторную батарею. Аккуратно с помощью отвертки открутите внешние винты и снимите панель.
- Затем очистите радиатор и вентилятор от пыли. Лучше всего воспользоваться пылесосом. Он легко уберет пыль из самых труднодоступных мест.
- Снимите кулер. Скорее всего, вам понадобится открутить несколько небольших винтиков. Поэтому пригодится маленькая отвертка. Не забудьте также отсоединить разъём питания и прочие шлейфы.
- Далее с помощью ватной палочки и кисточки очистите от оставшейся пыли лопасти вентилятора и его корпус. Можно использовать и чистящее средство на спиртовой основе.
- После чего найдите на корпусе вентилятора круглую наклейку (на некоторых моделях её нет, и вентилятор легко снимается с вращающегося вала). Аккуратно отклейте её, подцепив, к примеру, канцелярским ножом. Под ней вы увидите маленькое отверстие. Иногда оно закрыто резиновой пробкой (втулкой). Убрав её, вам откроется доступ прямо к оси моторчика и его подшипниковой части. На некоторых моделях снять резиновую втулку затруднительно. Тогда её просто протыкают иголкой с медицинским шприцем.
- Теперь с помощью того же шприца или пипетки нужно капнуть смазки внутрь этого отверстия. Достаточно пары капель. Затем пальцами заставьте лопасти вращаться, чтобы смазка лучше разошлась. Помните, что вводить масло нужно медленно. Не стоит резко впрыскивать его в подшипниковую часть.
- Следующий шаг – вставить резиновую втулку и закрыть её наклейкой. Если она плохо держится, то лучше всего хорошо зачистить и обезжирить это место, и прилепить кусочек скотча.
- Осталось собрать кулер и установить его на место. Желательно, также нанести термопасту на его внешнюю, упирающуюся на процессор поверхность. Не забудьте подключить все разъёмы. Сразу включать ноутбук не рекомендуется. Дайте ему постоять хотя бы 10-15 минут, чтобы смазка успела попасть на все детали вентилятора.
Подобную процедуру лучше всего проводить каждый год, не дожидаясь пока кулер начнёт шуметь или вовсе выйдёт из строя. Если и после очистки и смазывания вентилятор продолжает работать нестабильно, то стоит обратиться в сервисный центр. Либо заменить кулер на новый. Стоимость этой детали точно не ударит по вашему кошельку.
В заключение хотелось бы отметить, что сегодня на многие ноутбуки ставят неразборные кулеры. В итоге чтобы их смазать, приходится сверлить отверстие либо делать специальную выемку раскалённой иглой. Кому-то удаётся вытащить пинцетом стопорное металлическое кольцо, получив доступ к подшипниковой части вентилятора. Узнать более подробно о том, как смазать неразборный кулер ноутбука, можно в следующем видео.
Смазка
На кулере имеется наклейка – обычно она располагается с обратной стороны крыльчатки в центре. Обычно под наклейкой имеется механизм. Иногда, чтобы получить доступ к втулке и оси, нужно вынуть резиновую заглушку.
Под резинкой находится втулка и ось. При помощи ватной палочки или зубочистки ось тщательно очищают – нужно удалить старую смазку. Очистить следует ее полностью. Затем приступают непосредственно к самому процессу смазки, подготавливают препарат для нанесения состава. На ось наносят немного смазывающей жидкости. В использовании большого объема смазки необходимости нет. После установки резиновой заглушки лишняя часть продуктов будет удалена. Чрезмерная смазка может испачкать корпус. Тогда могут возникнуть трудности с возвращением назад наклейки.
Далее пробку возвращают назад
При этом важно наблюдать, чтобы смазка не вышла из-под нее. Затем кулер протирают, и клеят наклейку
Если она очень сильно изношена, то ее меняют на скотч. Но кусочек нужно вырезать строго по размеру, иначе затем скотч будет шелестеть.
Смазка вытяжного вентилятора
Вытяжные двигатели из-за недостатка смазки не только выходят из строя. В них установлены мощные двигатели и крыльчатки большого размера, поэтому неисправные вытяжной мотор начинает издавать громкие неприятные звуки. Плюс ко всему этому двигатель начинает перегреваться и клинить.
Смазка вентиляционного вытяжного вентилятора
- Вытяжной мотор вынимается из защитной решётки.
- Из двигателя извлекается крыльчатка. Крепёжный винт крыльчатки может сильно присохнуть к резьбе, потому что высохло всё масло. Его нельзя откручивать резко, нужно наращивать усилие постепенно.
- На подшипники капается по 2-3 капли машинного масла. Лить много масла не надо, это только повредит.
- После нанесения масла вал надо покрутить, чтобы оно лучше проникло к металлическим шарикам.
- Вытяжной прибор собирается в обратном порядке и может сразу же включаться.
Вытяжной вентилятор в разобранном состоянии
Смазка кухонного вытяжного вентилятора
Для смазки мотора кухонной вытяжки подходят не все смазки. Шрус ли машинное масло могут не дать никаких результатов. Неподходящий состав исправляет ситуацию только на несколько дней, потом двигатель опять начинает перегреваться и шуметь. В таком случае может помочь жидка силиконовая смесь для работы в особо тяжелых условиях (температурный диапазон от -40 до +300 градусов Цельсия). Силикон будет защищать детали двигателя от жира, который всасывается вместе с воздухом. В остальном процесс смазки мотора вытяжки такой же, как и у вентиляционного двигателя. Вытяжку разбирать дольше, чем решётку вентиляции, но смазывать её надо чаще.
Когда и зачем необходима смазка кулеров
При достаточном многообразии узлов вращения, применяемых в кулерах, вентиляторы по этому параметру можно разделить на группы:
- с подшипниками скольжения;
- с подшипниками качения;
- комбинированные (на одном конце оси скольжения, на другом качения).
Кулер с двумя подшипниками скольжения.
Также все устройства можно разделить на негерметичные и герметичные (в последних смазка закладывается на весь срок службы). В негерметичных узлах масло постепенно выдавливается из рабочего зазора. Особенно это касается устройств, построенных по принципу скольжения. Они представляют собой вал, который вращается внутри втулки. Между валом и внутренней поверхностью втулки нанесен слой масла. Чтобы он не вытекал, с двух сторон надеты пластиковые или резиновые кольца. Эти кольца замедляют процесс выдавливания смазки, но не устраняют его полностью. В итоге масло постепенно вытесняется из зазора.
Гидродинаминческий режим смазки (когда металлические части не соприкасаются, а трение происходит между слоями масла) постепенно сменяется граничным. В этом случае трущиеся части из металла начинают соприкасаться, их износ резко возрастает. Это приводит:
- к повышенному шуму;
- увеличению энергопотребления;
- увеличенное трение вызывает снижение скорости вращения и эффективности охлаждения.
В таком режиме ресурс узла вращения резко снижается.
Вентилятор с двумя подшипниками качения.
К вентиляторам, оснащенным подшипниками качения, это относится в меньшей степени, но все равно, процесс выдавливания (и загрязнения) смазки хоть медленно, но идет. И рано или поздно шум вентилятора возрастает (а эффективность снижается), а это служит явным признаком необходимости ревизии механической части. Откладывать не следует – процесс может зайти слишком далеко. Если шум вызван уже состоявшимся физическим износом трущихся поверхностей, пополнением смазки проблему не решить.
Как смазать вентилятор (кулер) процессора?
Как смазать вентилятор (кулер) процессора?
Итак, вы уже поняли, чтобы кулер не шумел, а различные части компьютера не грелись, его необходимо почистить и смазать. Для этого мы предлагаем вам следующую схему действий:
- Первым делом разбираем корпус системного блока, чтобы получить доступ к кулерам.
- Обычно проще всего снять вентилятор процессора, так как он располагается на видном месте. Так что начнём с него. Понадобится отвертка, чтобы открутить болты и снять кулер.
- Попутно с вентилятором процессора снимаем и радиатор. Отделяем каждый друг от друга и тщательно очищаем. Можно воспользоваться пылесосом. Затем ватными палочками, смоченными в спирте (одеколоне или водке). Желательно, подвергнуть очистке все рёбра, детали и доступные поверхности.
- Если у вас есть термопаста, то неплохо обработать ею места соприкосновения радиатора и процессора. Правда, не забываем предварительно с помощью спирта убрать старую пасту.
- Затем всё собираем обратно. Теперь переходим к процедуре смазывания. Для этого на кулере процессора убираем специальную наклейку, расположенную в центре. Далее нужно вытащить маленькую резиновую пробочку (например, при помощи пинцета или отвертки). Будьте предельно аккуратны.
- Под резинкой вы обнаружите втулку и ось. С помощью спички, зубочистки или ватной палочки удаляем старую смазку.
- После чего можно приступать к смазыванию. Просто нанесите немного масла на ось вентилятора. При этом помните, что нет никакой необходимости в большом количестве смазки. Ведь при наложении резиновой пробки все излишки будут выдавлены наружу. К тому же, из-за этого может запачкаться корпус, и защитную наклейку будет сложно приклеить обратно.
- Как вы уже поняли, заключительный этап – это возвращение резиновой пробочки на место. При этом нужно следить, чтобы смазка не вышла наружу. После чего протираем корпус кулера и переходим к наклейке. Если она сильно износилась, то её можно заменить обычным кусочком скотча. Только не забудьте убрать все излишки клейкой ленты, а то из-за работающего кулера они будут шелестеть и издавать дополнительный шум.
Смазывать можно и внутренние части вентилятора. Но это довольно сложно. Причём придётся полностью разбирать кулер. Поэтому беритесь за такую работу, только если вы уверены в своих силах и имеете определённый опыт. Иначе можно легко испортить кулер.
Чем смазать кулер компьютера
Перед тем, как собрать и установить кулер обратно, ось, втулку и подшипники (все металлические части) нужно смазать.
Как выбрать масло
Основной критерий выбора смазки – она не должна загустевать и содержать мелкие частицы. В связи с этим для такой процедуры не подходят как графитовая смазка, так и солидод, циатим и прочие густеющие со временем вещества.
Лучше использовать:
- моторные автомасла;
- масло для смазывания швейных машин;
- смазки для подшипников;
- силиконовые, средней густоты, смазки.
Нельзя использовать также и натуральные продукты, это должны быть синтетические или полусинтетитческие масла.
Чем можно смазать кулер в домашних условиях
Если «забить» в поисковике любого браузера этот вопрос, он выдаст огромное количество результатов. Большинство из них не вызывают доверия, ведь ответы не подтверждены фактами, а основаны на личном опыте. Однако эксперименты со смазочными веществами могут привести не только к поломке вентиляторов, но и к неисправности других элементов.
Основным компонентом любого кулера является подшипник. Последний бывает двух вариантов: скольжения, кручения. Для каждого из них необходим свой тип смазочного вещества.
В большинстве современных лэптопов используются подшипники скользящего типа, поэтому подбирать следует соответствующую смазку. Кроме того, она должна отвечать определённым требованиям:
- Вязкость должна подходить для работы на больших скоростях. Лучше с этим справляются жидкие средства.
- В состав должны входить различные дисперсионные вещества, например, тефлон. Они необходимы для более быстрого запуска подшипника.
- Не оказывать негативного влияния на другие элементы кулера.
- Вещество должно беспрепятственно проникать внутрь.
- Одной из главных характеристик является высокий уровень сцепления. В противном случае вещество будет просто вытекать из кулера.
Всем параметрам отвечают следующие средства:
- Автомобильное масло. Брать необходимо «синтетику».
- Специальное масло для швейных машинок, триммеров, машинок для стрижки и других электроинструментов. Обычно оно идёт в комплекте с изделием.
- Силиконовая смазка. Необходима та, которая предназначена для смазывания дверных замков, редукторов.
- Специализированная смазка, предназначенная для ухода за кулерами.
Кулер на видеокарте
Практически все видеокарты с воздушным охлаждением, от старенькой GeForce GTS 450 Gainward до новой Nvidia RTX 2060 имеют схожую конструкцию охлаждающей системы, которую также периодически нужно обслуживать.
Как и в случае с процессором, для этого понадобится термопаста:
- Открутив удерживающие винты и открепив провода, вытащить видеокарту из материнской платы.
- Открутить винты, удерживающие вентилятор. Обычно они расположены по периметру платы.
- Вывернуть винты радиатора и снять его.
- Очистить видеочип и радиатор от термопасты.
- Нанести свежую термопасту на видеочип по той же технологии, что и для процессора.
- Собрать видеокарту и подключить.
Рекомендуем: Как узнать код от домофона в своем подъезде?
Как разобрать вентилятор
В подшипнике скольжения использована специальная графитовая накладка, которая со временем стирается. В этом случае ось крыльчатки начинает тереться об статор, создавая дополнительный шум. Обороты падают, что снижает эффективность системы охлаждения. «Лечится» это только использованием специальной смазки.
Если вы заметили, что компьютер шумит сильнее чем обычно, а видеоадаптер стал перегреваться, пора приступать к ремонту. Что нужно сделать:
- Отключить питание системного блока и кабель от монитора;
- Открыть боковую крышку;
- Демонтировать видеокарту;
- Снять декоративную накладку, если она мешает.
Радиатор и кулер можно не снимать. Если все сделать правильно, вам хватит пары небольших плоских отверток. Почти всегда на кулере за лопастями есть защитная муфта, которая почти полностью закрывает статор, защищая его от пыли. Чтобы добраться до подшипника, нужно с двух сторон аккуратно поддеть крыльчатку и потянуть ее вверх.
Если усилие равномерное, то ось выйдет из посадочного места почти без усилий. Как правило, там нет никаких блокирующих шайб. Делайте все аккуратно, чтобы не повредить оплетку электромотора, иначе придется еще и паять тонкую медную проволоку.
Какие смазки лучше использовать для вентиляторов систем охлаждения?
Любой смазочный материал, добавленный в узел, в котором происходит трение из-за движения близко расположенных частей механизма, уменьшает терние, что способствует его уменьшению. Дальнейшие процессы, происходящие внутри подшипника зависят от качества самих подшипников (качество шариков, гладкость поверхности и т.д.), свойств залитой в них смазки, частоты вращения движущихся узлов и чистоты окружающего пространства.
Смазки имеют различающиеся между собой основу, состав присадок, которые влияют на их густоту, рабочий диапазон температур, долговечность, взаимодействие с другими веществами, электропроводимость и другие свойства. Чаще в сего в качестве основы смазочных материалов используют:
- минеральное масло (Mineral Oil);
- технический вазелин;
- полиальфаолефин (Polyalphaolefin);
- эфирное синтетическое масло (Ester Oil);
- полигликоль (Polyglycol);
- графитовая смазка;
- силикон (Silicon Oil);
- перфторалкилвиниловый эфир или перфторалкилэфир (Perfluoralkylether)$
- другие.
Базовое масло и присадки, использующиеся в смазках для подшипников:
Более жидкие смазочные материалы хорошо проникают внутрь движущихся узлов, что значительно уменьшает трение, но в то же время они быстрее вырабатывают свой ресурс. Густые смазки более долговечны, но имеют немного более высокий коэффициент трения. Самая лучшая смазка для подшипников имеет консистенцию, подобную немного разжиженному вазелину.
Неплохой вариант для смазки подшипников вентиляторов систем охлаждения — это такая смазка, которая в начальный момент имеет низкую густоту, что помогает ее проникновению в движущиеся части, а затем немного густеет (но не засыхает), что увеличивает период времени до следующих ремонтно-профилактических работ. Примером такой смазки является состав, предназначенный для велосипедных цепей (обычно она продается в аэрозольных баллонах), например, Mottec Grease For Bicycle Chains. Недостатком таких смазок является
Проникающая смазка для велосипедных цепей Liqui Moly Bike Kettenspray:
Это достаточно густая смазка, разбавленная эфирами, благодаря чему она легко попадает внутрь смазываемого участка. Через пару минут эфиры, содержащиеся в смазке, испаряются и она приобретает более густую консистенцию.
Таблица с информацией о назначении смазки и уплотнительных элементах подшипников качения:
Для использования в подшипниках качения и скольжения вентиляторов лучше всего использовать специальные силиконовые инертные смазки, например, ОМЛ-2. Они обладают высокой текучестью, что способствует их проникновению в трущиеся узлы и образованию на них тонкой пленки, уменьшающей трение.
Силиконовая смазка для подшипников OSL:
Синтетическое масло для смазки дронов и радиоуправляемых машинок хорошо подходит для подшипников:
Силиконовая смазка для подшипников с АлиЭкспресс:
Машинное масло не очень хорошо подходит для смазки подшипников, так как оно слишком жидкое и очень быстро вырабатывается.
Широко распространенная смазка WD-40 хорошо проникает в подшипники, но очень быстро вырабатывается (высыхает). По сути это керосиновый растворяющий состав для разблокирования закисших соединений и вытеснения влаги, содержащий лишь небольшое количество смазки. Ее можно использовать для очистки загрязненных подшипников перед основным смазыванием.
Хорошо подходят для подшипников специальные аэрозольные смазки для подшипников, а также консистентные смазочные материалы (например, автомобильные литиевые смазки, варианты с кальцием, дисульфидом молибдена и т. д).
Исходя из практики хорошие результаты дают смазки Hydra-2 Anderol, МС-1000, неплохо себя показывают варианты МС-1510, 1520
Литол и ему подобные смазки для ступичных подшипников для вентиляторов подходят не очень хорошо, так как слишком густые, что затрудняет их нанесение. При эксплуатации вращающихся на высокой скорости подшипников, смазанных густой смазкой, быстро происходит ее вытеснение из рабочей области, что приводит к повышению трения. Кроме того, некоторые из них имеют небольшую допустимую рабочую температуру, при превышении которой они распадаются на составные компоненты, что еще больше ухудшает ситуацию.
Как выбрать смазку для кулера?
Для кулеров необходимо использовать инертную кремний-органику, то есть силиконовую смазку или смесь силикон + тефлон.
Самый оптимальный вариант – использовать силиконовую смазку от производителя. Она служит около 4-5 лет, а потом высыхает.
Фирменная смазка MX-4 в шприце
Если такой смазки в наличии нет, подойдёт Литол-24. Это тугоплавкая смазка, которая не боится нагрева.
Третий вариант – солидол. Принцип действий, тот же.
Синтетическое или полусинтетическое машинное масло при любой температуре создаёт поверхностную плёнку. В результате и шума меньше и износа почти нет. Обычно у автомобилистов в гараже есть остатки в канистрах. Но использовать её лучше всего вместе с Литолом-24.
WD-40, хорошо подойдёт для смазывания неразборных кулеров. Трубочку, присоединённую к баллончику удобно вводить в зазор между корпусом и крыльчаткой. Придерживайтесь следующих правил:
- Вводите трубочку как можно глубже, чтобы смазка (хотя бы частично) проникла в подшипники, а не распылилась бы вся в зазоре.
- При вводе через зазор между крыльчаткой и корпусом не прикладывайте больших усилий, чтобы не повредить детали.
- Если после указанной процедуры проблемы останутся (шум, «клин»), повторите процесс.
WD-40
Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.
Графитовая смазка
Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:
- графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.
С другой стороны, в некоторых специализированных составах, продающихся в компьютерных магазинах, можно встретить совсем небольшое количество графитовой пыли, улучшающей скольжение элементов подшипника.
Вступление
После достаточно продолжительной эксплуатации практически любой вентилятор начинает шуметь или останавливается. Остановка вентилятора может привести к весьма плачевным последствиям, вызвать проблемы в работе компьютера и стабильности системы. Например, остановившийся вентилятор на видеокарте приведет к перегреву графического процессора и при попытке поиграть в «тяжелую» игру компьютер зависнет через очень непродолжительное время. Остановка вентилятора на центральном процессоре может привести к выходу процессора из строя или к частым сбоям в работе системы.
Поэтому, как минимум, один раз в год, нужно проводить профилактику системного блока. Профилактика, как правило, сводится к удалению из корпуса скопившейся пыли и проверке работоспособности вентиляторов. Крыльчатка вентилятора должна вращаться очень легко и плавно, во время работы вентилятора не должно быть слышно посторонних звуков, треска. Если вентилятор снять и, держа его в руках, включить, то кроме шума воздушного потока не должно быть других звуков.
Как разобрать и смазать кулер
Для доступа к трущимся поверхностям придется разобрать вентилятор БП компьютера. В первую очередь надо острым ножом или тонкой отверткой снять этикетку. Она держится на клеевом слое, поэтому удаляется легко.
Удаление клейкой этикетки.
Дальше может быть еще резиновая пробка, а может не быть. Если есть, ее надо удалить тем же инструментом. Там можно обнаружить разрезную шайбу. Ее удалять надо аккуратно, чтобы она не улетела.
Доступ к разрезной шайбе.
После удаления шайбы можно снять ось с крыльчаткой и получить доступ к узлам вращения.
Подшипник, доступный для смазки.
Внести смазку можно в зависимости от ее вязкости:
- из масленки с узким носиком;
- с помощью шприца;
- набрав небольшое количество на узкую отвертку и заложив смазку непосредственно на трущуюся поверхность.
Количество масла должно быть небольшим – при работе излишек выдавится и забрызгает все вокруг.
Смазывание с помощью шприца.
Потом кулер надо собрать в обратном порядке.
Чем заменить износившуюся пластиковую шайбу
Вместо разрезной металлической шайбы в недорогих моделях часто устанавливают шайбу из пластика. Если она износилась или не удалось ее снять без повреждения, ее можно изготовить из пластиковой карты (ненужной банковской, скидочной или проездного билета). Тем же способом можно воспользоваться, если при разборке потерялась металлическая шайба.
Еще совет – если потерялось или износилось резиновое кольцо и нет кулера-донора, подходящее уплотнение можно найти под клапаном в газовой зажигалке. Размеры колец в разных моделях зажигалок могут отличаться, поэтому, возможно, придется подобрать нужное из нескольких вариантов.