Какие батарейки можно заряжать, а какие нет
Как мы выяснили, существует великое множество типов и видов батареек. Какие из них можно заряжать через зарядное устройство, а какие нельзя?
Ответ прост. Зарядить можно только аккумуляторы – восстановить энергию в разряженном гальваническом элементе не получится. То есть нельзя заряжать щелочные, солевые, литиевые и серебряно-цинковые гальванические элементы, которые, по сути, являются одноразовыми.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Полезно. У многих даже после прочтения этого абзаца останется вопрос – можно ли зарядить алкалиновую батарейку. Как мы определились выше, алкалиновая (Alkaline) батарейка – это щелочной гальванический элемент, а значит, заряжать его нельзя.
Что будет, если зарядить обычные батарейки
Теперь выясним, почему нельзя заряжать одноразовые батарейки. Во-первых, это бесполезно. При изготовлении гальванический элемент «заряжается» химическими веществами, которые в процессе работы батарейки разрушаются, образуя сложные химические соединения. Когда изначальные вещества израсходованы полностью, батарейка перестает отдавать ток. Восстановить же исходные вещества из образовавшихся соединений невозможно. Элемент придется выбросить.
Зарядка гальванических элементов не только бесполезна, но и опасна. Если заставить батарейку делать то, для чего она не предназначена, например, насильно «заливать» в нее напряжение, то элемент может потерять герметичность и «потечь», залив все электролитом. Но и это меньшее зло. Гораздо хуже, когда при попытке зарядить батарейка перегревается и взрывается. Тут и до травмы недалеко, и до пожара рукой подать. Таким образом, заряжать полностью разряженный гальванический элемент ни в коем случае нельзя.
Но не все так плохо. Да, одноразовую батарейку нельзя восстановить, но ее можно подзарядить, не дожидаясь полной разрядки. Делая подзарядку периодически, вполне реально продлить срок жизни гальванического элемента вдвое и даже втрое.
Откуда берется дополнительная энергия в батарейке, химические реакции в которой необратимы? Дело в том, что во время работы гальванического элемента исходные материалы используются не до конца. Даже в полностью разряженной батарейке остается немалый неиспользованный потенциал. Если батарейка села совсем, то оживить ее не удастся. Но если элемент периодически «встряхивать» небольшими зарядными токами, то он будет более полно расходовать компоненты и сможет прослужить дольше.
Сколько времени аккумулятор может сохранять работоспособность без подзарядки
Время хранения отключенного от бортовой сети автомобиля полностью заряженного аккумулятора зависит от его емкости. Внутренние токи утечки составляют около 10 мА×ч. Зная это легко время рассчитать. С учетом допустимого разряда аккумулятора до 30% от первоначальной емкости, для 50 А×ч аккумулятора получим 50/3,3= 16 А×ч – это допустимая степень разряда. Значит, аккумулятор может отдать на саморазряд емкость 50 А×ч-16 А×ч=34 А×ч. Теперь 34 А×ч делим на 0,01 А×ч и получается 3400 часов или 141 день, около 5 месяцев. При этом надо учесть, что хранение разряженного аккумулятора при температуре ниже минус 10°С недопустимо, так как плотность электролита снизится, и он превратится в лед, который деформирует аккумулятор и выведет его из строя.
В случае если аккумулятор подключен к бортовой сети автомобиля, то за счет токов утечки в электрооборудовании срок сократится вдвое, и составит уже 2,5 месяца.
Если подключена сигнализация, она тоже потребляет ток, который в зависимости от модели охранной системы составляет от 0,02 А×ч до 0,05 А×ч. Ток потребления сигнализации можно узнать из ее паспорта. В этом случае время, при токе потребления сигнализацией 0,02 А×ч время составит 1,2 месяца, а при токе 0,05 А×ч всего 20 дней. При отрицательных температурах воздуха время уменьшится вдвое и составит всего 10 дней.
Как зарядить батарейки в домашних условиях
Емкость аккумуляторной батареи
Чтобы аккумулятор проработал как можно дольше, покупая его следует обращать внимание на емкость. Чем она больше, тем дольше будет функционировать элемент
Для обозначения этого показателя производители используют буквы mAh. Аккумуляторная батарея (АКБ) стоит дороже обычных из-за возможности многократной зарядки. Простые батарейки не приспособлены для подзарядки, однако на этот случай в народе было изобретено несколько путей решения проблемы. Если нужно зарядить элементы питания, делают следующее. Берут зарядное устройство, рассчитанное на 4 аккумулятора. Алкалиновые элементы, это те которые нужно подзарядить, вставляют слева направо. Их помещают в первые три отсека. Аккумулятор ставят в четвертое гнездо, что находится справа. Длительность зарядки составляет 5-10 минут. После этого батарейки вынимают. Они снова будут работать, но это не продлится долго. Этот способ считается относительно безопасным, но его нельзя назвать эффективным.
Химические реакции внутри батареек не повернуть вспять. Можно лишь слегка воздействовать на электролит, извлечь из него несколько процентов мощности. Тогда батарейку берут плоскогубцами или же стучат ею о твердый предмет. Делать это нужно аккуратно, чтобы не повредит корпус. аккуратно. Если нанести сильный удар или сжать — электролит вытечет и батарейка не будет функционировать. Нагревать батареи запрещено, это приводит к взрыву. Использование батареек на морозе так же укорачивает срок их эксплуатации. Если есть желание продлить срок эксплуатации элементов, не нужно использовать их на морозе. При отрицательной температуре заряд теряется быстро. Гальванические элементы разряжаются, если ими не пользоваться длительное время, поэтому о сроке хранения стоит узнавать при покупке. Элементы питания будут служить меньше, если в бытовой прибор одновременно вставить старые и новые батареи или совмещать разные типы устройств.
Батарейка ааа и ее характеристики
Ниже приведены технические параметры мизинчикового элемента питания, размеры, сила тока, вольтаж, срок годности и многое другое. Данное описание поможет разобраться что представляет из себя этот источник питания.
Данный источники энергии имеет защиту от коррозии и короткого замыкания. Она заключается в оснащении батареи пластиковым или металлическим корпусом. Цилиндрический электрод изолирован специальной изоляцией.
Положительный торец выполнен в видео небольшого цилиндрика занимающего около трети всего диаметра. Отрицательный полюс напоминает плоскую иногда рельефную область. Габариты чаще всего одинаковые, ну а вес немного варьирует из-за использования разной химии.
Буквенная надпись ААА на батарейках говорит о их форме, размерах. То есть это некий гост стандарт. Пример на фото ниже!
Обозначение мизинчиковой батарейки
По номенклатуре EIC JIS она обозначается R03. Советское цифровое обозначений – 286.
- Бренд в данном случае Energizer.
- Тим элемента ААА.
- Химия – Алкалиновая или щелочная – alkalin.
- Срок годности. У этого источника питания он до 2026 года.
- Отрицательный полюс.
- Положительный торец.
Таким образом маркировка мизинчиковой батарейки показывает частично характеристики, которые отражены в следующих разделах.
Ёмкость батарейки ааа
Она имеет энергетическую плотность 1250 mAh – это щелочная. Аккумуляторные батарейки ааа типа имеют емкость от 300 – 1100 mAh. Солевые обладают 540 мили амперами в час.
Напряжение
Вольтаж составляет 1,5 v. Этот параметр характерен для солевых и щелочных источников энергии. У никель-металлогидридных (Ni-MH) аккумуляторов оно составляет 1,2 вольта.
Если задумываетесь до какого напряжения можно использовать батарейки ааа, то смотрите паспорт устройства.
Срок годности мизинчиковых батареек
Чтобы узнать этот параметр посмотрите внимательно на этикетку. На некоторых элементах пишут, что он составляет 8 лет. А вот время работы зависит от того в каком приборе они используются. И сколько он потребляет микро ампер часов.
Морозостойкие батарейками ааа являются никель-кадмиевые. Но это уже аккумуляторный тип.
Корпус выполняется из металла или алюминия и на него наносится красочная этикетка с основными характеристиками. Так же он может быть сделан из бумаги, но подобное в наше время большая редкость.
Сколько нужно заряжать пальчиковые аккумуляторы
вот непойму нашол паспорт там шкала ёмкостей сказано заряжать 20часов чтож пихнул, заряжалось правда почти 22часа проверяю тестером заряд 83% теже Ni — CD 700 mAh зарядились на 98% учитывая что им не один год странно толи зарядное выпендривается толи аккумуляторы пошли такие незаряжаемые. чтож пойду новую заряное брать. думаю взять автомат. если кому интересно аккумуляторы «КОСМОС» приобретённые в Диезе в количестве 2штуки
да Мистер Бернс, спасибо
Иногда новая аккумуляторная батарея не отдает полной емкости после полного заряда. Вы приобрели видеокамеру или новый аккумулятор к ней несколько месяцев назад, сегодня праздник у вашего ребенка (или у вас) и вы достали видеокамеру и решили заранее зарядить аккумулятор. Согласно инструкции вы вставили его в зарядное устройство и когда погас (или загорелся) соответствующий индикатор вынули аккумулятор. Вы начали съемку, но батареи хватило только на 15 минут (вместо как минимум 40). Повторная зарядка аккумулятора не восстановила длительность работы аккумулятора. Диагноз: ваш аккумулятор заболел «эффектом памяти».
В такой ситуации возникает несколько вопросов:— Что делать с батареей?— Как избежать такой ситуации?— Что является причиной отказа батареи?
Для того чтобы наши рекомендации были понятны, вначале необходимо ответить на последний вопрос.Щелочные аккумуляторы упрощенно состоят из положительного окисно-никелевого электрода, отрицательного электрода (он может быть цинковым, кадмиевым, железным или никель-металлгидридным), щелочного электролита и сепаратора.Согласно последним исследованиям, ответственным за возникновение «эффекта памяти», является положительный окисно-никелевый электрод. В процессе заряда аккумулятора на положительном электроде гидроокись никеля (II) превращается в NiOOH (гидрат закиси никеля III), а в процессе разряда — наоборот NiOOH в Ni (OH)2 .
Гидрат закиси никеля III (NiOOH) имеет несколько структурных форм (фаз), отличающихся электропроводностью и химической активностью. В обычных условиях образуется b (бета) модификация NiOOH, которая имеет высокую химическую активность и электропроводность, но относительно нестабильна. С течением времени эта модификация превращается в g- (гамма) модификацию, имеющую низкую электропроводность.
Механизм появления «эффекта памяти» выглядит следующим образом. В процессе хранения не полностью разряженного аккумулятора на поверхности положительного электрода образуется низкопроводящий слой g- (гамма) модификации NiOOH , который не может быть удален при нормальных условиях заряда. При последующих зарядах и разрядах положительный электрод разряжается только до уровня этого слоя, значительно снижая емкость аккумулятора.Таким образом, условиями появления «эффекта памяти» является длительное хранение не полностью разряженных аккумуляторов.
Рекомендации по исключению появления «эффекта памяти»:После применения аккумуляторы разрядить полностью;— Хранить аккумуляторы в полностью разряженном состоянии (желательно в холодильнике, т.к. скорость образования низкопроводящего слоя снижается при низкой температуре);— При длительном хранении (более 3 месяцев) проводить контрольные циклы заряда- разряда;— Перед зарядом аккумулятора его необходимо полностью разрядить.Восстановить аккумуляторы с «эффектом памяти» памяти можно с использованием специального зарядного устройства, которое обладает функцией восстановления.
Другой способ заключается в разряде и заряде низкими токами (менее 0,05 С), что позволяет за длительное время восстановить аккумуляторы. Способ экстренного восстановления основан на использовании при заряде источника тока с высоким напряжением, достаточным для пробоя непроводящего слоя, но срок службы, таким образом, восстановленных аккумуляторов резко сокращается.
Наиболее часто «эффект памяти» обнаруживается в аккумуляторных батареях для видеокамер. Это связано с периодичностью использования камер и отсутствием у штатных зарядных устройств функции разряда перед зарядом батареи.Производитель аккумуляторов прикладывают значительные усилия по исключению в своих изделиях «эффекта памяти». С этой целью применяются новые технологии производства и различные добавки в активные массы электродов и специальные сепараторы .
Полностью исключить возможность проявления «эффекта памяти» при неаккуратной эксплуатации аккумуляторных батарей нельзя.
Меры безопасности
Поскольку мы имеем дело с электричеством, а токи здесь фигурируют совсем не маленькие, безопасность должна быть поставлена во главу угла.
Подготовка АКБ к зарядке включает следующие процедуры:
- его поверхность должна быть тщательнейшим образом очищена от грязи, следов конденсата электролита и окислов. Делается это раствором соды (щелочная жидкость, нейтрализующая кислотные осадки), причём очистке подлежит и корпус, и крышка, и непосредственно контакты. Делается это для того, чтобы грязь не попала во время зарядки в электролит – это вызовет преждевременный износ пластин:
- откручиваем заливные пробки и проверяем уровень электролита (10-15 мм. свыше уровня пластин). Если он ниже, требуется доливка (или готового электролита, или приготовленного вручную, но можно доливать и дистиллированной водой). Если этого не сделать, во время зарядки возможно оголение решётки, в результате чего пластины начнут сильно нагреваться и осыпаться. Чтобы понять, что доливать, лучше предварительно измерить плотность электролита – она должна находиться в границах 1,26-1,29 г/см3. Если меньше – доливаем электролит, если больше – воду;
- после замеров и доливки, если таковая потребовалась нужно приложить пробки к заливным отверстиям, чтобы кислота при кипении не выплёскивалась наружу и при этом газы могли свободно покидать корпус.
После подготовительного этапа можно приступать непосредственно к зарядке. Её проводят с использованием двух алгоритмов: постоянным током или методом постоянного напряжения. Длительность процесса зависит от выбранного метода и количественных параметров.
Меры безопасности при зарядке аккумуляторной батареи:
- если аккумулятор длительное время пребывал на морозе, его заряжать нельзя – нужно, чтобы он как минимум 4 часа находился в отапливаемом помещении;
- при использовании ЗУ, не поддерживающих автоматическую зарядку, необходимо постоянно следить аз уровнем тока заряда – начальное значение должно составлять 10% от номинала ёмкости (для 60-амперных батарей – 6 А, для 55-амперных – 5,5);
- поскольку при зарядке возникает газообразование, причём смесь горючая (водород и кислород), процедуру следует выполнять только в хорошо вентилируемом помещении;
- если зарядка осуществляется прямо на автомобиле, капот должен быть полностью открытым;
- заражать автоаккумулятор следует до момента, когда во всех банках не активизируется процесс кипения;
- после завершения зарядки нужно проверить плотность электролита во всех банках. Если в одной из них она сильно отличается, можно попробовать подзарядить только её, если не получится – можно говорить, что батарея неисправна и её придётся в скором времени утилизировать;
- измерив плотность, необходимо подождать 15-20 минут для завершения процессов газовыделения, и только после этого закручивать пробки.
Профилактика износа батареи
Теперь давайте разберемся, как продлить жизнь аккумулятора в смартфоне на максимально возможных срок:
- Учитывайте температурный режим. На морозе свыше 20 градусов большинство Li-On аккумуляторов попросту перестают отдавать ток, а при нагреве более 45 градусов активизируются процессы деградации. Заряжать телефон можно только при плюсовой температуре, а эталонной температурой эксплуатации современных аккумуляторов считается +20 градусов.
- Если собираетесь не использовать устройство в течение длительного времени, то рекомендуется отключить его с зарядом на отметке около 50%.
- Заряжайте устройство при каждой возможности. Старайтесь заряжать аккумулятор несколько раз в день (но не слишком часто), поддерживая уровень заряда в диапазоне от 40% до 80%.
- При необходимости увеличить автономность отключайте Bleutooth и Wi-Fi, когда они не используются, это же касается и не нужных приложений,работающих в фоне, которые увеличивают энергопотребление устройства.
- Не накрывайте смартфон. Тесный контакт с материалами с низкий теплопроводностью затрудняет отвод тепла от телефона, а это — повышенный риск возникновения пожара. Что особенно актуально при использовании быстрой зарядки, в случае которой не лишним будет извлекать телефон из чехла.
И не стоить забывать о соблюдении правил безопасности электросети: применяйте оригинальные зарядные устройства, а при использовании дешевых китайских зарядников сомнительного качества не оставляйте смартфон на зарядке в течение длительного времени без контроля.
Но бояться держать смартфон на зарядке лишний час также не стоит, современные телефоны оснащены продвинутыми микроконтроллерами заряда, которые отключают подачу энергии и с нужной периодичностью подпитывают батарейку для компенсации возникающего разряда. На износ аккумулятора это сколько-либо заметным образом не влияет.
Quick Charge
А вот о быстрой зарядке стоит поговорить отдельно. При использовании QC, либо его аналогов, на батарейку подается ток повышенной мощности, тем самым ускоряется процесс зарядки, но есть один побочный эффект — аккумулятор сильно греется, а это, как мы знаем, ускоряет его деградацию.
Почему быструю зарядку не используют по умолчанию? Помимо очевидного нагрева, быстрая зарядка идёт очень неравномерно. Первые 50-70% заряда обычно требуют более чем в два раза меньше времени, чем его оставшаяся часть. Из-за этого пользователь может привыкнуть заряжать устройство на 50%, что вредно для состояния батареи.
Quick Charge лучше использовать лишь по мере реальной необходимости, а в остальных случаях отдавать предпочтение обычной зарядке
Особенно осторожно стоит относиться к бюджетным устройствам, имеющим поддержку данной технологии, а также не оригинальным зарядным QC адаптерам
Методы зарядки
Зарядить автомобильный аккумулятор можно разными способами. Методы отличаются не только принципом восполнения заряда, но количеством затраченного времени на весь процесс зарядки.
Зарядка аккумулятора постоянным током
При этом методе подзарядки АКБ рекомендуется реализовывать следующею схему:
- Подключить источник питания к зарядному устройству.
- Установить безопасное значение постоянного тока для восполнения ресурсов батареи. Для этого требуется узнать емкость источника, поделить на 10. Таким образом, ток будет составлять 10 % от полной емкости АКБ. Например, если емкость батареи составляет 55 А*ч, то ток будет равен 5.5 А.
- Во время процесса зарядки требуется постоянно изменять ток при достижении некоторых значений напряжения. Таким образом, когда напряжение достигнет 14.4 B, то ток требуется уменьшить вдвое.
- После понижения значений тока требуется ждать следующего повышения напряжения. При подобном исходе рекомендуется опять снизить параметр.
- Когда станет ясно, что напряжение не изменяется, можно смело прекращать зарядку. Это будет означать, что батарея полностью восполнила свой заряд.
Также прямым признаком полной зарядки будет появления пузырьков на поверхности электролита.
Подобный способ не позволяет точно определить время заряда аккумулятора. Для полного восполнения купленной новой батареи требуется не менее суток. Для активно используемого источника питания требуется не менее 12-14 часов при случае полного разряда.
Метод зарядки постоянным током хорошо использовать как в случае полного, так частичного разряда. Он позволяет зарядить АКБ до 100 возможных процентов.
Стоит понимать, что период заряда будет зависеть также от:
- возраста батареи;
- степени разрушения пластин;
- емкости.
Постоянным напряжением
Эта схема поддерживает стабильное напряжение. А вот величина тока определяется автоматически. Данный параметр во многом зависит от температуры токопроводящей жидкости, работоспособности батареи, ее состояния, уровня разряда.
Подзарядить АКБ стабильным напряжением можно во многих ситуациях. Метод имеет свои существенные преимущества, так как при восполнении запасов отсутствует вскипание электролита, выделения газа. Подобный метод подразумевает, что, при восполнении ресурсов даже полностью разряженного АКБ, ток будет равен емкости.
При расчете количества временного промежутка заряда стоит обратить внимание, что:
- за первый час подключённый к зарядному устройству источник питания восполнит 60% от ёмкости;
- второй 20%;
- третий 8-10 %.
В основном для зарядки требуется около 4-5 часов. Когда ток достигает значений 0.2-0.3А, зарядник перестает выполнять свою функцию.
Минусом подобного способа считается невозможность восполнить заряд до 100% за 5 часов. Это обуславливается недостатком напряжения. Оно сильно падает после достижения запаса 90-95%. А вот для восполнения процесса остальных 5% потребуется намного больше времени, примерно еще 5-6 часов, так как при малом напряжении отдача от зарядника будет минимальной.
Комбинированная зарядка
Подобный метод зарядки автомобильного аккумулятора наиболее популярен Дело в том, что специальное зарядное устройство самостоятельно регулирует напряжение, ток. А после восполнения ресурсов отключается.
Процесс заряда заключается в использовании как метода постоянного тока в первую половину времени, так и способа стабильного напряжения.
Указанный метод нельзя назвать быстрым, так как первое время используются принципы восполнения запасов постоянным током, что занимает большую часть временного отрезка всего процесса. Полностью разряженный аккумулятор можно зарядить примерно за 6-9 часов. Это не так долго, как с помощью только постоянного тока.
Ускоренная зарядка аккумулятора
Подобный метод заряда возможно использовать только в случае необходимости единовременного запуска двигателя. Данный режим доступен на современных зарядных устройствах. Необслуживаемый АКБ таким методом восполнения заряда требует менее часа. Обычно процесс занимает около 30 минут. Заряжать больше времени при подобном методе не рекомендуется, так как это может привести к полной потере работоспособности батареи.
Многие зарядники старого типа не имеют в функционале подобного режима. В приведенном случае можно осуществлять регулирование значений тока до необходимого показателя самостоятельно. Начально установленный ток для зарядки рекомендуется брать около 30 процентов от общепринятого значения. Не рекомендуется брать параметры более высокого значения для ускорения восполнения заряда. Это негативно сказывается на корректности работы аккумулятора, продолжительности питания авто.
Выбор зарядного устройства
Приобретая аккумуляторные батарейки ААА, или любого другого типа, необходимо параллельно с этим задуматься о приобретении зарядного устройства.
Ведь сами по себе дорогостоящие элементы питания без такого устройства принесут пользы не больше чем обычные одноразовые батарейки, продающиеся на кассе любого супермаркета. Существует несколько критериев, зная о которых, потенциальный потребитель способен совершить оптимальный выбор.
Быстрота зарядки
В данном случае – критерий неоднозначный. С одной стороны – скорость в любых аспектах всегда являлась положительной характеристикой.
С другой – в данном случае эффект быстрой зарядки достигается за счет применения тока повышенного значения, что при постоянном применении может негативно отразиться на ресурсе аккумуляторной батареи.
Поэтому без необходимости зарядку рекомендуется производить на токах малого значения, пусть даже на это потребуется около восьми часов.
Примеры зарядки различных батареек при помощи зарядного устройства
Наличие нескольких каналов и слотов
Наиболее универсальным будет являться зарядное устройство, имеющее слоты для всех типов батареек, начиная от ААА (в народе – мизинчиковая) и заканчивая элементами питания больших размеров (например – «крона» с напряжением 9 В).
Также несколько одинаковых каналов позволят одновременно подвергать зарядке n-ое количество элементов одного типа.
Способность разряжать батарейки
В предыдущем абзаце было сказано о необходимости полной разрядки никель-кадмиевой батареи перед ее последующим восстановлением в зарядном устройстве.
Так как элементы питания на основе Ni-Cd являются самыми многочисленными в продаже, стало быть, зарядное устройство должно обладать способностью к предварительному разряду.
Типы различных зарядных устройств для батареек — видео.
Индикатор заряда
Устройство, обладающее подобным свойством, способно звуковым либо световым сигналом сообщить владельцу об окончании времени заряда, позволяя лишний раз не расходовать ресурс аккумулятора.
Определение емкости элемента питания
Некоторые батарейки из-за длительного использования становятся не способны воспринимать заряд от устройства. Данная функция позволяет определить устаревший элемент и заменить его на новый.