Особенности зарядных устройств для гелевых аккумуляторов и их использование

Сколько стоит гелевый АКБ

На отечественном рынке аккумуляторы с гелевым электролитом представлены иностранными производителями. Их насчитывается несколько десятков. Стоит сравнить цены наиболее популярных марок и моделей.

Optima

Производитель – Америка, может похвастаться тем, что был среди первопроходцев, выпустив аккумуляторы на геле в числе первых. Подавляющее большинство продукции с рулонными электродами. Отечественные магазины предлагают только Blue, Yellow и Red модели. Стоимость:

Blue – пригодны для установки в домах на колесах, яхтах, моторных лодках, катерах – в среднем обойдутся в 19-24 тыс. руб;

Yellow – батареи универсального типа подходят для авто со значительным числом потребителей, лебедками и т.п. Средняя цена 14-22 тыс. руб.;

Red – стартерный тип со стоимостью 15-16,5 тыс. руб.

Delta

Модель производится на территории Китая. Предоставлена отечественному потребителю по большей части моделями GX серии. В основе данных аккумуляторов лежит GEL-технология, что позиционирует батарею преимущественно как источник бесперебойного питания.

Розничная цена от 6 тыс. руб. до 36 тыс. руб.

Varta

Считается популярным производителем и своим потребителям готов предоставить сразу несколько линеек аппаратов. Отечественный рынок знаком со следующими представителями компании:

Silver Dynamic AGM – используются как автомобильные батареи для дорогой техники и наличия на борту хорошей электроники, системы «стоп-старт». Стоимость колеблется в диапазоне от 15 тыс. руб. до 22 тыс. руб.;

Funstart – чаще всего устанавливается в мототехнику, купить можно в зависимости от модели за 2,5 тыс. руб. и до 10 тыс. руб. за единицу;

Powersports – среди данной серии есть несколько экземпляров, которые предоставляются потребителю с электролитом, идущим отдельно от батареи. Это подразумевает перед эксплуатацией залить в сухозаряженную батарею раствор. Цена колеблется от 3 тыс. руб. до 6 тыс. руб.

Bosch

Серия этого производителя только S6 AGM HighTec, поскольку все оборудование предназначается для дорогостоящих автомобилей, которые оборудованы качественной электроникой и системой «стоп-старт». В среднем ценятся от 14 тыс. руб. до 16 тыс. руб

Exide

По количеству выпускаемых линеек и моделей компания является настоящим гигантом. Предлагает потребителю батареи типа AGM для грузовых, легковых автомобилей, мотоциклов. В зависимости от предназначения, мощности, конкретной марки такой аппарат может стоит 3 тыс. руб. или 50 тыс. руб. Для легкового транспорта средняя цена за единицу от 14 тыс. руб. до 24 тыс. руб.

Moll

Производство АКБ находится в Германии. Может предоставить потребителю AGM линейку для техники с системой «стоп-старт» Plus. Модель батареи с емкостью 95 Ач требует с покупателя отдать 18 тыс. руб.

Mutlu

Турецкий производитель выпускает всего несколько АКБ с одноименным названием серии. Средняя стоимость единицы составляет от 9 тыс. руб. до 12 тыс. руб.

Tudor

Компания состоит в крупном концерне Exide и позиционируется как самостоятельный производитель гелевых аккумуляторов. Средняя стоимость единицы варьируется от 8 тыс. руб. до 14 тыс. руб.

Характеристики гелевых аккумуляторов

Обе категории, относящиеся к герметичным свинцово-кислотным батареям , батарея AGM (абсорбирующее матовое стекло) и гелевая батарея, часто ошибочно принимают за одно и то же. Обе батареи обладают схожими характеристиками, такими как возможности глубокого цикла , неразрывная конструкция, и обе могут использоваться в разных ориентациях. Аккумуляторы двух типов также известны своими низкими саморазрядами, низкими эксплуатационными расходами и устойчивостью к вибрации. Тем не менее, AGM и гель являются двумя совершенно разными типами батарей.

Иногда вы видите, что они называются VRLA (свинцово-кислотные аккумуляторы с регулирующим клапаном), потому что они имеют небольшой клапан, позволяющий выходить из газов, которые возникают во время зарядки.

Абсорбирующие батарейки из матового стекла являются наиболее популярными батареями VRLA, поскольку они могут работать в самых разных условиях. Электролит подвешен в тонком стекловолоконном мате, который расположен между свинцовыми пластинами. Это позволяет аккумулятору быть устойчивым к вибрации, что делает их отличным выбором для RV и других мобильных приложений.

Гелиевый АКБ стоит дороже, чем затопленные свинцово-кислботные аккумуляторы, и они не служат так же долго. Но за эту дополнительную цену вы получаете роскошь, когда вам не нужно обслуживать батареи или иметь дело с тем большим количеством газа, которое выделяется на этапе зарядки. ИБП отлично совместимы с подобного рода аккумуляторами.

Параметры

Гелевые аккумуляторы являются самыми дорогими из аккумуляторов VRLA, но являются отличными кандидатами для проектов, которые требуют очень медленного глубокого разряда. Они также служат дольше при более высоких температурах, так что вы можете выбрать их, если вас беспокоит высокая температура окружающей среды в помещении, где находятся батареи.

Люди часто принимают гель за AGM, и это может повлиять на срок службы батареи

Гелевые аккумуляторы являются наиболее чувствительными из аккумуляторов VRLA, и очень важно, чтобы в вашем приложении использовались правильные параметры зарядки, когда у вас есть гелевые аккумуляторы, которые могут состоять из разных типов геля

Сферы применения

Аккумуляторы AGM используют специальный стеклянный коврик из тонких стеклянных волокон. Это разработано, чтобы поглотить электролиты между пластинами батареи.

Гелевые аккумуляторы , с другой стороны, используют специальный тип силикагеля, который удерживает электролиты вместе. Густая консистенция материала позволяет электронам свободно вытекать из пластин.

В этом посте мы сравниваем два типа батарей, чтобы понять, какой из них соответствует вашим потребностям. Эти две батареи классифицируются как свинцово-кислотные батареи с регулирующим клапаном (VRLA). Кислород, образующийся на положительных пластинах свинцово-кислотных батарей, поглощается отрицательными пластинами. В свою очередь, отрицательные пластины производят воду. Это помогает исключить тепло от химической реакции, производимой электролитами . Из-за этого пользователю не нужно поливать эти батареи, что делает их необслуживаемыми.

Как проверить гелевый аккумулятор в домашних условиях?

Для этого подойдет обычный тестер/мультиметр. Алгоритм проверки:

  1. Снимите крышку с АКБ если таковая имеется.
  2. Отсоедините минусовой провод от клеймы, а затем плюсовой.
  3. Измеряющий прибор переведите в режим измерения напряжения.
  4. Аккуратно соблюдая полярность подсоедините щупы прибора к контактам батареи.
  5. На индикаторе отобразится уровень напряжения.

Если U равно 12,8-12,9 вольт, то нормально.

12,6 V – говорит о том, что зарядка составляет около 75%. Напряжение 12,3 V свидетельствует о том, что потребуется подзарядка ведь элемент питания заряжен на 50%.

Проверка с помощью нагрузочной вилки

В момент приобретения АКБ проверяется нагрузочной вилкой. Это устройство забирает какую-то часть тока. В итоге напряжение не должно упасть ниже 9 вольт. Время теста 15 секунд по Российскому ГОСТУ и 30 секунд по Евро стандарту. После отсоединения проверочной вилки напряжение должно восстановится до 12,6-12,7 вольт.

Таким образом каждый потребитель может проверить ГА на работоспособность.

Рекомендации по обслуживанию гелевого аккумулятора после зарядки

В описании гелевых АКБ, чаще всего, отмечено, что их не нужно обслуживать. Однако это неправда. В этом случае под словом «необслуживаемый» подразумевают то, что не надо контролировать, и регулировать уровень и плотность электролита. Но, есть несколько других манипуляций, благодаря которым, можно хорошенько увеличить ресурс батареи.
Всего можно выделить пять важных действий:

  • Очищение корпуса.
  • Чистка клемм.
  • Осмотр крепления.
  • Проверка заряженности.
  • Своевременная подзарядка.

Рассмотрим все действия более подробно.

Очищение корпуса. Скапливающаяся куча грязи на корпусе вместе с парами кислоты со временем превращается в субстанцию, которая прекрасно проводит ток. В итоге между клеммами и отсеками аккумулятора появляется замкнутого типа цепь. Это служит первопричиной быстрого саморазряда батареи.

В гелевых агрегатах жидкого электролита нет, и как убеждает изготовитель, испарения кислоты тоже отсутствуют. Но это не означает, что для аккумулятора полезна грязь. Соответственно, чистота залог долгой и хорошей работы АКБ. Для удаления загрязнений нужно использовать простую тепленькую воду с растворенной содой.

Очистка клемм. Постепенно на клеммах образуются солевые отложения. В итоге ухудшается контакт, что часто подводит к разрыву цепочки между АКБ и бортовой сетью машины. Чтобы избежать этого, клеммы и крепления нужно во время чистить.

Для этого подойдет мелкозернистая наждачка. Для профилактических манипуляций после удаления грязи и подсоединения батареи обратно к проводкам, клеммы и крепления надо обработать вазелином или солидолом.

Проверка крепления. Гелевые батареи можно наклонять и переворачивать. Но тряска и мощные вибрации сказываются негативно. Если подобное регулярно случается, то это может стать причиной отслоения гелевого электролита от пластинок аккумулятора. В итоге контакты элементов уменьшатся, понизится активность хим. реакции, а за ней способность отдавать и забирать энергию. Поэтому гелевый АКБ должен быть хорошо закреплен на своем месте. Фиксацию нужно иногда проверять, так как она может ослабиться в процессе использования машины.

Контроль заряженности. Если транспортное средство долгое время простаивает, используется, лишь для кратковременных путешествий, при минусовых температурах и ночами, батарея может не успевать восстанавливаться от генераторной установки. В итоге, она полностью садится.

Уровень заряда гелевого агрегата можно проверить посредством замера напряжения на его клеммах.
Если оно 12,7 Вольт – батарея наполнена на 100%, если 12,6 В.– на 90%, и т.д.
Мерить напряжение обязательно необходимо на постоявшем не менее восьми часов АКБ.

Своевременная зарядка. Подзаряжать агрегат надо сразу же, как измерения степени заряженности выдали результат ниже 60%. Не стоит доводить батарею до нуля. Это опасно, по какой бы технике не была сделана АКБ. Заряжать лучше специальным девайсом, созданным с учетом особенностей гелевых батарей.

Бережная и правильная эксплуатация аккумулятора позволит прослужить ему около 10 лет и произвести порядка 1000 циклов разрядки и зарядки.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

К достоинствам гелевых аккумуляторов стоит отнести:

  • продолжительный срок эксплуатации (около 10 лет);
  • большое количество циклов зарядов-разрядов;
  • до 400 полных разрядов;
  • нет необходимости срочно заряжать источник питания в случае его глубокого разряда;
  • небольшие потери ёмкости в случае простоя АКБ (около 20% в год);
  • прочность и надёжность этого вида источников питания за счёт качественных комплектующих;
  • высокая эффективность при малом внутреннем сопротивлении;
  • не требуют обслуживания;
  • отличаются безопасностью эксплуатации за счёт непроницаемости корпуса.

Вместе с тем стоит сказать и о некоторых недостатках аккумуляторов, изготовленных с помощью gel-технологий:

  • При зарядке источника питания следует контролировать подаваемое напряжение. Если превысить допустимое значение, то начнётся процесс разрушения компонентов.
  • Чувствительность гелевых АКБ к низким температурным режимам из-за застывания электролита и ухудшения его свойств.
  • Чувствительность батарей к коротким замыканиям.
  • Высокая стоимость по сравнению со свинцово-кислотными АКБ.

Как правильно заряжать гелевый аккумулятор 12в

Гелевые АКБ могу быть стартерными и тяговыми, причем первый тип используется для машин. Стартерный АКБ на 12В подает много энергии на запуск мотора, а во время движения ее восстанавливает генератор. Он не может наполнить батарею до 100%, поэтому периодически нужно заряжать энергоблок до максимума.

В качестве компромиссного варианта выбираются универсальные автомобильные зарядки. Они могут регулировать напряжение и выбирать правильный ток по программе, заданной пользователем. Потребуется выставление основных параметров:

  1. Номинальное напряжение.
  2. Количество секций (банок).
  3. Зарядный ток на устройстве.
  4. Тип наполняемого аккумулятора.

Соблюдение заданных параметров обеспечивает микропроцессор универсального ЗУ, он не даст энергии и температуре выйти за пределы. В тяговых аккумуляторах действия немного отличаются. Первая фаза–насыщения, в ее ходе восстанавливается до 80% емкости.

Далее проводится абсорбция– активные ионы накапливаются в свинцовых пластинах, пока ток не будет поглощаться в минимальных количествах. Ток не зависит от самого зарядного устройства, наиболее главным является размер и вместительность пластин.

Обратите внимание!
Благодаря такому разделению на стадии энергия упорядоченно поступает при зарядке и долго расходуется при эксплуатации автомобиля.

Подготовка к зарядке

Перед началом закачки энергии в гелевый АКБ, важно учесть его характеристики, указанные в сопроводительной документации или на корпусе. Всего есть три главных показателя:

  1. Standby – нормы напряжения при хранении, готовности к работе, которые нельзя превышать. Для корректной работы и во избежание проблем следует выбрать на зарядном устройстве напряжение вдвое меньше рекомендуемого.
  2. Cycle use– максимальное напряжение в АКБ при заряде. Обычно это 14.1 В -14.4 В, поэтому обычные зарядники, имеющие напряжение 14.5-15.5 Вольт, не подходят для эксплуатации с гелевыми батареями.
  3. Max initial current– под этим обозначением скрывается максимальный ток для зарядки. При отсутствии этого параметра нужно выбирать 10% от емкости батареи. Если АКБ содержит 50 Ампер-часов, ток должен быть на уровне 5 Ампер.

Правильно подготовив аккумулятор, его можно начинать заряжать, что также необходимо сделать безошибочно:

  1. Чистятся клеммы аккумулятора и зажимы зарядки.
  2. Батарея ставится на ровную поверхность.
  3. Выставляется параметр Cycle use в соответствии с надписями на батарее. Если такой информации нет, лучше придерживаться диапазона 14-14.4 Вольта.
  4. Ставится минимальный ток заряда.
  5. Крокодилы закрепляются на клеммах, устройство включается.
  6. Ток заряда настраивается в размере 50% от показателя Max initial current, то есть на уровне 5% от емкости АКБ.
  7. Через 10 минут от начала зарядки ток заряда доводится до 10% от емкости батареи.
  8. Если напряжение вырастет выше 14.4 Вольта, оно уменьшается вручную до оптимального диапазона.
  9. Ток начнет падать при стабильном напряжении, это называется режимом постоянного напряжения. В ходе такой зарядки АКБ наполняется на 80%.
  10. Остальную емкость позволит заполнить финальная часть зарядки с напряжением 14.1 Вольта, а также током не более 1 Ампера.

Сколько по времени нужно заряжать АКБ

Время для полного заряда аккумулятора индивидуальное. На это влияют емкость и заданные производителем характеристики. Есть простая формула, позволяющая просчитать ориентировочный срок зарядки: емкость аккумулятора*внесенную в ЗУ силу тока. Результатом будет количество часов, которое потребуется для наполнения АКБ энергией.

Лучше держать элемент питания в сети чуть меньше, ведь если начнется перегрев– батарею будет сложно спасти. А перестраховавшись, можно получить хоть и не заряженный до конца, но исправный АКБ.

Как заряжать гелевую АКБ обычной зарядкой

Эффективная и безопасная зарядка гелевых аккумуляторов своими руками возможна даже в домашних условиях. Основное требование – обеспечить поступление постоянного тока. Грамотная эксплуатация требует отказа от использования при низком заряде и контроля полностью заряженной АКБ. Также не стоит оставлять гелевые АКБ в разряженном состоянии надолго, поскольку они обладают памятью и ёмкость со временем может снижаться. Итак, почему обычные зарядки не подходят и как их использовать, чтобы они не навредили аккумулятору?

Почему обычная зарядка не подойдёт

Ответ на вопрос о том, можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством, можно назвать неоднозначным. С одной стороны, подключение обычной зарядки напрямую к такой АКБ выведет её из строя без возможности восстановления. Суть в том, что гель расплавляется на батарею при подаче конкретного уровня силы тока. Расплавленный гель уже не вернёт себе первоначальное состояние, а продолжит плавить оставшееся вещество.

Проблемы также будут следующими:

  • аккумулятор не берёт заряд, если батарея заряжена почти до конца, хотя и гель не будет плавиться;
  • классические зарядные устройства рассчитаны на эксплуатацию со свинцовыми батареями, а для геля подобные силы тока губительны;
  • гелевые батареи очень сложно заставить принять заряд, даже при наличии настраиваемого пускового устройства;
  • запрет на нагрев требует незамедлительного отключения питания при полной зарядке;
  • отечественный информационный рынок не располагает достаточным количеством сведений об использовании гелевых АКБ (в США они наиболее распространены);
  • специфика зарядки отличается от кислотных аккумуляторов;
  • если во время зарядки всё-таки начал греться аккумулятор, элемент питания с высокой долей вероятности придётся менять.

С другой стороны, применение правильной технологии позволяет зарядить гелевую АКБ и с помощью обычного ЗУ для кислотного аккумулятора.

Правильное использование обычной зарядки

Чтобы узнать, как зарядить гелевый аккумулятор обычным ЗУ, необходимо дополнительно подготовить вторую батарею, она может быть старой, отработанной или новой, гелевой или свинцовой. Также понадобится непосредственно разрядившаяся гелевая АКБ и зарядное устройство. Принцип безопасной зарядки в данном случае основан на правильном подключении приборов в необходимом порядке.

Поэтапная процедура выглядит следующим образом.

  1. Подключите второй дополнительный аккумулятор к зарядному устройству.
  2. Подсоедините клеммы аккумулятора посредника к гелевой батарее (минус к минусу, а плюс к плюсу).
  3. Подождите пару минут и проследите, получают ли аккумуляторы заряд.
  4. Прощупайте корпус гелевой АКБ — он будет горячим, если аккумулятор вышел из строя. Если же корпус просто тёплый, ожидайте пару часов, пока агрегат будет заряжаться.
  5. Снова проверьте температуру корпуса, также воспользуйтесь амперметром для дополнительной перестраховки.
  6. При необходимости продолжайте заряжать АКБ ещё час-два и далее отключите систему от сети. На завершающем этапе снимите клеммы.

Дополнительный старый аккумулятор выполняет в данном случае роль трансформатора, который всю нагрузку принимает на себя. Гелевая же батарея принимает мягкую зарядку, которая является результатом работы электролита в старой АКБ.

Впервые данный эксперимент был проведён одним из самых крупных производителей гелевых аккумуляторных батарей, что вызвало среди владельцев авто настоящий восторг. Для многих стало доступным восстановление аккумуляторов, которые много лет пылились в гараже. Гель не портится после длительного хранения благодаря его долговечности, поэтому даже старый гелевый аккумулятор можно будет легко восстановить.

Рекомендации по обслуживанию

Если соблюдать рекомендации по обслуживанию гелевых автомобильных аккумуляторов, есть высокая вероятность, что они прослужат максимально долго. Не исключено даже, что срок службы будет соответствовать заявленным производителем цифрам.

Но случается и так, что в ходе эксплуатации корпус начинает вздуваться, внутри разрушаются свинцовые пластины. Такие АКБ уже не подлежат восстановлению. Единственным правильным решением станет полная замена устройства.

Возвращаясь к вопросу о том, как обслуживать современный гелевый аккумулятор, многие скажут, что эти АКБ необслуживаемые, а потому ничего изменить автомобилист не в состоянии. Это не совсем так.

Есть ситуации, когда происходит потеря ёмкости, обусловленная высыханием гелеобразного электролита. Это указывает на то, что водный баланс нарушен, и в составе рабочей среды не хватает воды. Потенциально долить её можно. И здесь используется исключительно качественная дистиллированная вода.

Примерная схема доливки дистиллята в гелевую батарею выглядит следующим образом:

  • снимается пластиковая крышка;
  • удаляются имеющиеся там резиновые заглушки на секциях АКБ (банках);
  • с помощью шприца набирается буквально 1–2 кубика дистиллята;
  • в каждую из банок через шприц с острой иглой заливается жидкость;
  • батарея оставляется на несколько часов, чтобы вода смешалась с гелем;
  • если гель всё равно оказался слишком густым, требуется повторить процедуру и добавить ещё небольшое количество воды;
  • если через несколько часов вода осталась на поверхности геля, это уже излишки, которые следует убрать тем же шприцем;
  • подождав пропитки геля водой, сделайте замеры напряжения на клеммах;
  • установите заглушки обратно;
  • поставьте на место пластиковую крышку;
  • подключите АКБ к зарядному устройству.

Также определённое вмешательство может потребоваться в том случае, если GEL АКБ столкнулась с последствиями сильной сульфатации.

Тут есть 2 основных метода добиться эффекта десульфатации.

  1. С использованием Трилона В. Этот химический состав нужно развести с водой в указанных производителем пропорциях. Предварительно аккумулятор полностью просушивается. Поскольку не все гелевые АКБ позволяют полностью извлечь оттуда рабочий состав, у некоторых автомобилистов этот метод может не сработать. Если получилось слить электролит, вместо него заливается раствор Трилона В. Он выдерживается некоторое время, после чего сливается. Затем обязательно батарея промывается чистым дистиллятом. На последнем этапе заливается гелевый электролит. Это сложный и многоэтапный метод, осилить который смогут не все.
  2. Методом воздействия импульсными токами. Импульсные токи должны иметь различную амплитуду. За счёт этого происходит разрушение сульфата свинца. Проблема лишь в том, что гелевые батареи не особо любят, когда напряжение и ток резко меняются. Потому многие автомобилисты отмечают, что при обслуживании гелевых АКБ такой метод срабатывает не всегда.

Потенциально методы восстановления для GEL АКБ существуют. Но они, скорее, подходят классическим батареям. Рекомендуется всё же стараться придерживаться правил эксплуатации. А если аккумулятор демонстрирует признаки выхода из строя, лучшим решением станет замена.

Если автомобилист знает, как обслуживать правильно гелевый автомобильный аккумулятор, и соблюдает эти рекомендации, АКБ должна прослужить долго и доставить минимум проблем автовладельцу.

Но и в случае с GEL АКБ есть примеры не самых удачных батарей, а также подделок, реализуемых на отечественном рынке. Покупка аккумулятора с маркировкой GEL ещё не гарантирует получения всех тех преимуществ, которые были описаны выше.

Спасибо всем за внимание! Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте актуальные вопросы и рассказывайте о нашем проекте своим друзьям!

Преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов

Гелевые аккумуляторы дороже, чем другие типы свинцово-кислотных аккумуляторов, поэтому они не идеальны за пределами небольшого количества конкретных солнечных приложений (в основном, с очень жарким климатом). Технология затмила другие типы батарей, которые были разработаны совсем недавно.

Плюсы и минусы

Рассмотрим гелевый аккумулятор, его плюсы и минусы с точки зрения практической пользы:

Плюсы батарей:

  1. Лучше всего подходит для применений с глубоким циклом, и их срок службы обычно составляет от 500 до 5000 циклов
  2. Бесплатная поддержка
  3. Поэтому минимальная коррозия совместима с чувствительным электронным оборудованием
  4. Прочный и виброустойчивый
  5. Очень безопасно, так как меньше риск ожогов серной кислотой
  6. Самая низкая цена за месяц (стоимость / месяцы жизни)
  7. Самая низкая цена за цикл (стоимость / жизненные циклы)

Минусы:

  1. Высокая начальная стоимость
  2. В случае перезарядки вода не может быть пополнена.
  3. Требуются специальные зарядные устройства и регуляторы.
  4. Горячие температуры могут отрицательно повлиять на кислоту, она может сильно повредить гель и может соскользнуть с пластин.

Чем отличается от обычного, от других видов

Аккумуляторы VRLA выпускаются в двух разных версиях: аккумуляторы AGM и гелевые аккумуляторы. В гелевой батарее определенные элементы — часто специфические смеси кремния — добавляются в кислоту батареи, превращая электролит в гелеобразное вещество, которое не может вытекать. Путем «сверления» каналов в геле газообразный кислород перемещается из положительной пластины в отрицательную пластину. Здесь он сталкивается с газообразным водородом и рекомбинирует в воду, выделяя энергию. Гелевые аккумуляторы имеют отличную емкость, но слегка повышенная кислотостойкость делает их менее пригодными для использования в качестве стартовых аккумуляторов. Они обладают высокой устойчивостью к чрезмерно глубокому разряду, сохраняя функцию даже при разряде батареи до 20% от ее номинальной емкости.

Обычный аккумулятор AGM сравнительно дешевле, чем gel аккумулятор но он имеет более длительный срок службы и при необходимости дает более мощный импульс. Эта батарея лучше всего работает в условиях высокой мощности, например, в спортивных автомобилях.

  • Залитые свинцово-кислотные батареи являются наиболее экономически выгодным вариантом, но требуют регулярного технического обслуживания, когда герметичные свинцово-кислотные батареи (AGM и гель) стоят дороже, но не требуют регулярного технического обслуживания.
  • Аккумуляторы AGM противостоят вибрации и могут выдерживать более высокие скорости зарядки / разрядки, а гелевые аккумуляторы могут выдерживать высокие температуры и лучше всего работают при медленном и глубоком разряде миносового контакта.

Аккумуляторы бывают разных форм и размеров. В солнечной промышленности для наших целей хорошо работают две батареи: свинцово-кислотные и литиевые, хоть они и могут существенно отличаться.

Как ведет себя при минусовых температурах

При низких (ниже 30 градусов) гель начинает хуже проводить ток и отдавать энергию. При резком нагреве может наблюдаться деструкция гелевой структуры, которая снижает срок службы аккумулятора.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

Если бы гелевые батареи были бесперспективными, их разработки давно бы уже свернули. Так в чём же заключаются их преимущества по сравнению с АКБ предшествующих поколений?

Достоинств на самом деле немало:

  1. Гелеобразное активное электрохимическое вещество – это не жидкость. А значит, такой электролит не вытекает, он более устойчив к механическим воздействиям, включая вибрации, и намного безопаснее жидкого раствора кислоты. Это означает, что такую батарею можно устанавливать под любым углом, и даже вертикально.
  2. Если нет жидкости, отсутствуют процессы кипения и испарения газов, что благотворно сказывается на состоянии электродов – они практически не подвергаются коррозионным процессам.
  3. Гелевые батареи устойчивее к неблагоприятным погодным условиям и не боятся повышенной влажности. Температурный диапазон функционирования необычайно широк – от минус 35 до плюс 50 градусов.
  4. Они не чувствительны к кратковременному глубокому разряду, что является приговором для кальциевых батарей.
  5. Отсутствие газовыделения делает такие аккумуляторы максимально безопасными.
  6. Наконец, гелеобразный активный материал сохраняется в начальных объёмах намного дольше, увеличивая срок службы батарей этого типа.

Впрочем, недостатков тоже хватает:

  • более густой электролит характеризуется менее эффективной рекомбинацией веществ (97%) по сравнению с аккумуляторами типа AGM, где этот показатель выше 99%;
  • по этой же причине (меньшая подвижность ионов в гелеобразной среде) негативным образом сказывается на интенсивности и характеристиках процессов заряда-разряда. Случается, что при резком увеличении нагрузки в гелевых АКБ происходит провал по напряжению, а это причина неправильного поведения всего электрооборудования;
  • даже крайне непродолжительное короткое замыкание смертельно для гелевых батарей: достаточно секундного закорачивания клемм аккумулятора (например, случайно уроненным гаечным ключом), чтобы он полностью вышел из строя без возможности восстановления;
  • при температурах порядка минус 30 градусов желеобразный гель замерзает, а жидкий электролит выливается наружу, в нижнюю часть батареи, что полностью нарушает нормальное функционирование батареи;
  • стоит такой АКБ пока ещё дорого – за такие деньги можно приобрести 3–4 неплохих кислотных аккумулятора.

Рейтинг лучших автомобильных гелевых аккумуляторов

Этот тип аккумуляторных батарей для автомобилей отличается практичностью.

Он не боится температурного разбаланса, стойко переносит вибрацию при движении авто по неровной дороге, способен функционировать в горизонтальном или вертикальном положении.

В качестве электролита в аккумуляторах такого типа применяется гель, что гарантирует герметичность устройства, обеспечивает минимальное газовыделение.

VARTA Silver Dynamic AGM G14 (595 901 085)

Эта модель выполнена по популярной у производителей подобной продукции технологии AGM.

Она означает, что при её производстве вместо обычного жидкого электролита используется абсорбированное стекловолокно.

Высокий показатель пусковой мощности обеспечивает применение решётки особой формы, технология производства которой, PowerFrame, запатентована компанией.

Данная модель устанавливается на автомобили с системой Start-Stop, позволяющей сэкономить расходы на топливо.

Основные характеристики:

  • Полярность: обратная.
  • Габариты: 353х175х190 мм (ДхШхВ).
  • Напряжение бортовой сети 12 В.
  • Максимальный ток в холодном состоянии (-18°C): 850 А.
  • Ёмкость батареи: 95 Ач.
  • Код ETN: 595 901 085.

Плюсы VARTA Silver Dynamic AGM G14 (595 901 085)

  1. Надёжная работа при любых климатических условиях.
  2. Большой срок службы.
  3. Беспроблемная эксплуатация.
  4. Повышенный пусковой ток.

Минусы VARTA Silver Dynamic AGM G14 (595 901 085)

  1. Плохой запуск в сильные морозы.

Bosch S5 A13 AGM (0 092 S5A 130)

В комплекте с батареей поставляется инструкция по эксплуатации и гарантийный талон.

Клеммы аккумулятора защищены крышкой.

Наличие удобной ручки позволяет транспортировать его до места установки или дома.

Технология AGM, по которой выполнена данная модель немецкой компании, позволяет использовать её при интенсивной эксплуатации, а также при нечастых поездках на авто.

Батарея демонстрирует на тестовых испытаниях отличную устойчивость к циклам заряда/разряда в четыре раза превышающую аналогичные параметры обычных АКБ.

Абсолютная герметичность конструкции даёт возможность автолюбителю установить изделие в любом положении.

Основные характеристики:

  • Обратная полярность.
  • Габариты: 353х175х190 мм.
  • Рабочее напряжение: 12 В.
  • Ток холодной прокрутки: 850 А.
  • Ёмкость АКБ: 95 Ач.
  • Код ETN: 595 901 085.

Плюсы Bosch S5 A13 AGM (0 092 S5A 130)

  1. Длительное использование.
  2. Разумная цена.
  3. При правильной эксплуатации обеспечивает уверенный запуск мотора при любой погоде.
  4. Соответствует штатному размеру под капотом.

Минусы Bosch S5 A13 AGM (0 092 S5A 130)

  1. Большая масса АКБ.

Exide Start-Stop AGM EK600

Пластины этой аккумуляторной батареи американского производителя имеют спиралевидную форму, в качестве электролита используется гель.

Подобные устройства подходят для машин, оснащённых рекуперативным торможением.

Вырабатываемая при этом электроэнергия используется для дополнительной зарядки АКБ, что способствует увеличению пробега авто.

Также эта модель подойдёт для применения на автомобилях, оснащённых функцией «Старт/Стоп».

Аккумулятор повышенной ёмкости остаётся работоспособным при частых отключениях двигателя на светофорах или в пробках.

Exide Start-Stop AGM EK600 – лучший вариант для водителя, в машине которого имеется большое количество локальных потребителей бортовой электросети.

Подобные функциональные отличия позволяют использовать такую АКБ не только в автомобилях, но и в судах водного транспорта.

Фирменная технология LifeGrid гарантирует высокую энергоотдачу на протяжении всего срока эксплуатации аккумулятора.

Её гелевый заполнитель обеспечивает безопасность окружающим даже при серьёзном ДТП, он не вытекает из корпуса.

Основные характеристики:

  • Обратная полярность.
  • Габариты: 242х175х190 мм.
  • Напряжение: 12 В.
  • Пусковой ток: 680 А.
  • Ёмкость АКБ: 60 Ач.

Плюсы Exide Start-Stop AGM EK600

  1. Качественные материалы.
  2. Хороший пусковой ток, возможность подключения большого число электронных устройств.
  3. Работает при любой температуре.
  4. Приличный рабочий ресурс.

Минусы Exide Start-Stop AGM EK600

  1. Завышенная цена.

Преимущества и недостатки гелиевых аккумуляторов

Как и любому другому типу аккумуляторов, гелевым батареям присущи определенные достоинства и недостатки. Это вызвано конструкцией аккумулятора. Если вы знаете о сильных и слабых сторонах гелевого аккумулятора и понимаете причины этих явлений, то сможете самостоятельно решить, в каких ситуациях такая батарея эффективна, а в каких сильно уступает обычным аккумуляторам.

Оба типа гелевых аккумуляторов обладают серьезными преимуществами. Они не боятся повреждений корпуса, ведь желеобразный электролит не вытечет через трещины. Они не требуют доливки дистиллированной воды и проверки плотности электролита. Они выдают более сильный пусковой и рабочий ток, а также выдерживают более сильный зарядный ток. Гелевые аккумуляторы эффективно работают в любом положении, в отличие от свинцово-кислотных, которые при переворачивании на бок резко теряют емкость и рабочий/пусковой ток. Гелевые аккумуляторы не боятся полного разряда и большого зарядного тока. У гелевых аккумуляторов очень мал ток саморазряда, поэтому при хранении вне автомобиля они в течение года теряют не больше 25% заряда.

Хватает у гелевых аккумуляторов и недостатков, главный из которых – высокая чувствительность к перезаряду или повышенному напряжению заряда. Традиционные свинцово-кислотные аккумуляторы не боятся небольшого перезаряда, да и максимально допустимое зарядное напряжение у них выше. При превышении напряжения или сильном перезаряде электролит начинает закипать, в результате чего испаряется вода и повышается плотность. При этом никаких повреждений аккумулятор не получает (если пластины полностью покрыты электролитом). Гелевые аккумуляторы даже при небольшом перезаряде или превышении зарядного напряжения начинают необратимо терять емкость.

Аккумуляторы типа GEL плохо переносят отрицательные температуры. Если машина ночь стояла на улице при температуре минус 5 градусов, то пусковой ток падает в 1,5-2 раза, поэтому не получится завести автомобиль без установленного предпускового подогревателя. Аккумуляторы типа AGM менее чувствительны к морозу, но все равно уступают традиционным свинцово-кислотным батареям. Еще один недостаток гелевых аккумуляторов – боязнь короткого замыкания. Традиционным свинцово-кислотным аккумуляторам короткое замыкание продолжительностью 1-2 секунды не повредит, а гелевый аккумулятор испортится.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Pto-shop
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: